Вернуться к Историйкам

Идеология в камне, или Историйка о прототипах

17 октября 2011

Глядя на городские памятники, можно многое понять о самом городе. Еще совсем недавно все скульптурные изображения в Минске — от огромного Ленина перед Домом правительства до крошечного Кирова возле станкостроительного завода — несли на себе следы коммунистической идеологии. Ну, вождям положено!

Но возьмите, к примеру, гранитного Янку Купалу, попирающего землю с таким угрюмым оптимизмом, словно это вовсе не он пытался покончить с собой, устав от преследовавших его всю жизнь чекистов! Всмотритесь в бинокль в лица гипсовых статуй, установленных на фронтоне Дворца профсоюзов — как суровы складки у рта, как непреклонно сжаты губы, какие у них глаза! Встречаешь такой взгляд и невольно удивляешься: зачем памятники смотрят на мир столь строго, если обещанное будущее светло и прекрасно?

Дело не в скульптурах: не они — мы были такими! Потому что у каждого самого незначительного изваяния — даже у какой-нибудь девушки с веслом — был прототип. А у прототипа — своя история.

Горнист с всесоюзной известностью

В 1970 году в «Литературной газете» была напечатана статья, посвященная Жоре Клебанову. Жора Клебанов в то время работал в «Чырвоной змене». Попасть на страницы всесоюзной «Литературки» для молодого провинциального журналиста было большой честью. Впрочем, попал он туда и не как журналист, и не по своей воле. В статье говорилось, что Жора Клебанов — вандал, что им испорчены сотни, если не тысячи архитектурных памятников в разных городах Советского Союза. И в самом деле, надпись «Здесь был Жора Клебанов из Минска» можно было обнаружить на стенах Зимнего дворца, в смоленском Кремле, на стадионе «Медео» в Алма-Ате... Рассказывают, что Жорин автограф, выбитый на скалах в Беринговом проливе, был такого размера, что без труда читался с американского берега. Самое удивительное в этой истории то, что Жора Клебанов путешествовать не любил и дальше белорусских областных центров не выезжал. Трудно сказать, как все началось, но к моменту выхода статьи в «Литературной газете» не только друзья и коллеги Клебанова, но и многие не знавшие его люди, попадая в какой-нибудь далекий аул или кишлак, почитали своим долгом расписаться за Жору на памятнике архитектуры или просто на видном месте. Сам Жора всесоюзной знаменитостью себя не чувствовал и известности стеснялся. Быть может, именно от неловкости он однажды собрался и уехал жить в Штаты. В Минске о Жоре Клебанове еще совсем недавно напоминала стоявшая перед входом в Театр юного зрителя скульптура пионера с горном в руке. Когда-то ее лепили с Жоры. В то время он еще совсем не был знаменит.

***

Не осталось в Минске ни девушек с веслом, ни всевозможных пионеров. В какой-то момент с фасада ТЮЗа исчез и двойник Жоры Клебанова. Событие это никто не заметил. В 1997 году место идеологической скульптуры в городе заняла скульптура, лишенная какой-бы то ни было идеологии. В Минск пришел скульптор Жбанов, а следом за ним потянулись его герои: банщики, торговки семечками, шопоголики... Их много, и становится все больше. Они, как и их предшественники, смотрят на мир без улыбки. И у них, наверняка, есть свои прототипы, но мне о них нечего сказать.

Комментарии
vadim_i_z
2011-10-29 22:57
Торговку семечками все-таки ваял не Жбанов. А небогатая семья у ЦУМа - не шопоголики, а ровно наоборот, им денег не хватает.
Ответить
Paulina
2011-12-01 23:31
Это НЕ скульптура Жбанова! Внесите правку! Это талантливый скульптор, и он обижается, когда торговку семечками причисляют к его работам. Не зря обижается - его Дама с собачкой, Фотограф и другие работы не сравнить с этим опусом.
Ответить
Последние историйки
Вторая попытка, или История одной любви
  Памяти искусствоведа Елены Константиновны Ресиной, от котор...
Правительственный портной, или Историйка о глотке свободы
В тридцатые годы прошлого века Абрам Лис считался лучшим портным города. Он обшивал па...
Ученик Шагала, или Историйка об американской пенсии
Толчком к написанию этой историйки стал разговор с давнишним моим приятелем. Собственн...
Город, как лекарство, или Историйка об американском фрике, влюб...
Не могу удержаться, чтобы не поделиться минской историйкой, столь непохожей на все про...
Свист над водой, или Историйка о главной белорусской мелодии
"Многие говорят мне, что быть чужаком — это очень удобно, что чужак видит таки...
Как я мог не родиться, или История о страшном пожаре, переменчи...
Отцу, с любовью и благодарностью "У человека есть только один пу...
Minsk, I minsk you... или Историйка о современном искусстве, ан...
        За неделю до прощания с Америкой, прогулива...
Пятый кит, или Историйка о Минских братьях, научивших американц...
Когда-то я написал историйку об американской мафии. Начиналась она так: “Ам...
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...