Вернуться к Историйкам

Жизнь за скобками, или Историйка о заповеднике в центре города

11 декабря 2012

Круглая площадь (сейчас ее называют площадью Победы) строилась так, словно кто-то надумал закрыть скобки в длинном и радостном предложении и оградить рафинированный городской центр от нездорового влияния окраин.

Два полукруглых довоенных дома за спиной у монумента Победы кажется и впрямь пытаются отгородиться от того, что за ними. С холма от Дома офицеров видно, как Проспект упирается в их вогнутую стену. Дальше нет перспективы. Там до войны начинался другой город — с низкорослыми домиками, с вечной грязью Комаровского болота...

А внутри, в скобках, лежал город Сталина. И сам десятиметровый бронзовый вождь, как ножка циркуля, очертившего собственное пространство, стоял посреди Центральной площади. Под тяжелыми башмаками памятника тек Проспект его имени, и в уличном шуме отчетливо слышалась знаменитая его фраза: «Жить стало лучше, жить стало веселее!».

От Дома офицеров не разглядеть, что площадь из Круглой давно превратилась в эллипсовидную.

Пеликаны на площади

Круглую площадь придумал архитектор Михаил Осипович Барщ. В 1948 году, с началом сталинской кампании «по борьбе с космополитизмом», он лишился работы в Москве и уехал по приглашению своего коллеги Парусникова в Минск.

Ну, полетели пеликаны! — недобро пошутил один известный московский зодчий, намекая на сходство своих пострадавших коллег с носатыми птицами. И оказался прав: ряды «космополитов» в столице СССР изрядно поредели.

Михаил Барщ - в "минский" период и с коллегами  (крайний справа) за работой в Москве.

В Минске Барщу выпало проектировать участок Проспекта вниз от Центральной площади. Вот что писал архитектор о своей работе.

«От моста до Круглой площади проспект шел по довольно высокой насыпи. Это было очень красиво. Я решил использовать это обстоятельство. Круглую площадь я превратил в полукруглую, как бы в экседру, обращенную в открытое озелененное пространство размером 180×180 м и пространственно связанное с парком...»

Благодаря новому «высокому» мосту в начале 1950-х Проспект поднялся на несколько метров.

Стройка шла в три смены. Украшенные лепными карнизами и вычурными портиками дома поднимались один за другим... Через годы этот архитектруный стиль назовут сталинским ампиром. Величественный и монументальный — он будет претендовать на вечность, но закончится со смертью вождя. Уже в следующем 1954 году «ампирщики» попадут в опалу. А еще спустя год постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» положит конец не только стилю, но и карьерам многих известных его адептов.

В Минске, в отличие от Москвы, не окажется ни архитектурных генералов, ни лауреатов Сталинской премии в области архитектуры — некого будет лишать званий и наград. Главный удар обрушится на Барща, которому выпало заканчивать первую очередь принятого еще в 1946 году плана развития города.

Вам запретили колоннады и лепные вазы, так вы что придумали — пеликанов?! Здесь вам не зоопарк! — сорвался на крик заведующий отделом ЦК по строительству Филимонов на очередном совещании.

«Каких пеликанов?» - подумал архитектор и непроизвольно напрягся, вспомнив 1948 год. И вдруг неожиданно для собравшихся в высоком кабинете... рассмеялся: майоликовые голуби с оливковыми ветвями в клювах на стенах домов и в самом деле получились похожими на экзотических носатых птиц.

Прекрасные сказочные птицы на стенах домов № 31-35 и № 34-38 по Проспекту.

После этого разговора Барщ вынужден был покинуть Минск и перебраться назад в Москву, Филимонов получил повышение и отправился работать в Гомель секретарем обкома. А голуби-пеликаны несмотря ни на что уцелели и дошли в своем первозданном виде до наших дней...

О том времени и сегодня напоминают отсутствующие колоннады между домами на нечетной стороне Проспекта: их не успели построить до злополучного постановления и заменили бесхитростными железными воротами.

1954 год. Строительство памятника Победы.

***

На праздновании нового 1956 года в белорусском союзе архитекторов звучали тосты, прославлявшие наступающую эру неоконструктивизма. Кто-то поднимал бокалы с радостью — помпезность изрядно надоела, кто-то с тревогой — как-то удастся вписаться в новые условия... После окончания официальной части долго пили за отдельные здания и их создателей. Особенно шумно чокались за авторов памятника Победы Заборского и Короля. Пили за Круглую площадь, как последний знак уходящей эпохи... Пили за красавец-Проспект... Перед тем, как разойтись, кто-то сказал: «А все же славно, что мы успели создать этот заповедник!» Выпили на посошок, не думая, что название «заповедник» на годы закрепится за центром города. Впрочем, сейчас о нем уже мало кто помнит.

Памятник Победы и его архитектор Георгий Заборский. Два снимка, а между ними 34 года.

***

Благодарим за помощь в подготовке историйки:

архитектора Любовь Дмитриевну Усову,

«Белорусский государственный архив научно-технической документации» и лично ведущего научного сотрудника Галину Ивановну Шостак

Комментарии
Попов Юрий
2012-12-11 12:59
Время все расставило по своим местам. Кто теперь пеликан, а кто АРХИТЕКТОР?
Михаил Володин
2012-12-11 13:08
На мой взгляд, Барщ сделал для Минска не меньше, чем Лангбард. Интересно, что Барща приютил в Минске тот самый Осмоловский (мы его помним по двухэтажным домам в районе ул. Киселева и в Заводском р-не), который изгнал из Минска Лангбарда.
Последние историйки
Вторая попытка, или История одной любви
  Памяти искусствоведа Елены Константиновны Ресиной, от котор...
Правительственный портной, или Историйка о глотке свободы
В тридцатые годы прошлого века Абрам Лис считался лучшим портным города. Он обшивал па...
Ученик Шагала, или Историйка об американской пенсии
Толчком к написанию этой историйки стал разговор с давнишним моим приятелем. Собственн...
Город, как лекарство, или Историйка об американском фрике, влюб...
Не могу удержаться, чтобы не поделиться минской историйкой, столь непохожей на все про...
Свист над водой, или Историйка о главной белорусской мелодии
"Многие говорят мне, что быть чужаком — это очень удобно, что чужак видит таки...
Как я мог не родиться, или История о страшном пожаре, переменчи...
Отцу, с любовью и благодарностью "У человека есть только один пу...
Minsk, I minsk you... или Историйка о современном искусстве, ан...
        За неделю до прощания с Америкой, прогулива...
Пятый кит, или Историйка о Минских братьях, научивших американц...
Когда-то я написал историйку об американской мафии. Начиналась она так: “Ам...
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...