Вернуться к Историйкам

Робкий Командор, или Историйка времен перестройки

13 апреля 2012

Перестройка, начавшаяся во второй половине 80-х годов, была удивительным, ни на что не похожим временем. Кто был ничем, в один момент становился кооператором. Другие же, наоборот, ложились спать всевластными начальниками, а просыпались обычными пенсионерами. Но не только с людьми происходили подобные чудеса перевоплощения. Не в меньшей мере перестройка коснулась и памятников. И в первую очередь, памятников коммунистическим вождям. В Москве их попросили с улиц и перенесли в Парк искусств «Музеон». В Минске, как всегда, действовали не с наскока, а по-партизански.

 Стриптиз дедушки Калинина

Напротив входа в Ботанический сад стоит памятник. В длинной то ли шинели, то ли пальто, со скрещенными за спиной руками он напоминает пушкинского Командора.

Но это ночью.

Днем на постаменте стоит добрейший пенсионер с бородкой клинышком и взглядом, устремленным в дебри Ботанического сада. В солнечных лучах это никакой не истукан. Это — всероссийский староста, дедушка Калинин. У него простое и одновременно хитроватое лицо.

При жизни дедушка не отличался ни умом, ни характером: пока он председательствовал в Верховном Совете СССР, его жена сидела в сталинских лагерях. Сам же он на досуге увлекался балетом и немало времени проводил с танцовщицами Большого театра.

Впрочем, памятник ему поставили не за это. Руководитель государства бывал в Минске на партийных съездах, а однажды, в сентябре 1933 года, даже выступил на слете конюхов-ударников.

Наше колхозное строительство вступило на ноги. Твердо вступило на ноги! — с оптимизмом говорил он.

По стране только что прошел страшный голод, унесший жизни семи миллионов человек. Михаил Иванович приезжал успокаивать крестьян.

Вот об этих событиях и должен был напоминать каменный человек на постаменте. Но напоминает он совсем о другом.

К 90-м годам у памятника Калинину сложились неформальные отношения с минчанами. Такими отношениями не мог похвастаться никакой другой минский монумент. За первые пять лет перестройки жители столицы трижды догола раздевали всероссийского старосту.

Метр за метром исчезали красные гранитные плиты с окружающего площадь невысокого ограждения. Затем оголялись подступы к постаменту, потом сам постамент. В результате, старый большевик вынужден был стоять под ледяными ветрами на неровном холодном бетоне. Это было неприятно. Это походило на концлагерь и напоминало о жене.

Минчане, конечно же, ничего такого не имели в виду: умыкание гранитных плит не было ни местью, ни политической акцией, а банальным воровством. Рассказывают, что в те времена рабочие предлагали хозяевам во множестве строившихся вокруг Минска особняков подозрительно похожие куски красного камня по тридцать долларов за штуку.

Да что плиты! В ту романтическую эпоху срезали медные кабели в больницах, крали и перепродавали архивные документы, уводили со станций грузовые составы... В газетах писали о том, что за ночь исчезли десятки только что установленных унитазов из еще не запущенного здания нового кожзавода в Гатово!

Воровала вся страна — от мала до велика. Дошло до того, что за кражу ящика гвоздей сняли председателя Верховного Совета! Наш "республиканский староста", как злорадствовали в желтой прессе, тоже оказался любителем легкой наживы.

После этого случая с «любительщиной» было покончено: к власти пришли профессионалы. Они вознесли дедушку Калинина на пошатнувшийся было пьедестал, привели памятник в порядок, и взгляд старого большевика  благодарно засветился. Словно опять, как в счастливые 30-е годы, его со всех сторон окружили замечательные конюхи-ударники.

Комментарии
Последние историйки
Правительственный портной, или Историйка о глотке свободы
В тридцатые годы прошлого века Абрам Лис считался лучшим портным города. Он обшивал па...
Ученик Шагала, или Историйка об американской пенсии
Толчком к написанию этой историйки стал разговор с давнишним моим приятелем. Собственн...
Город, как лекарство, или Историйка об американском фрике, влюб...
Не могу удержаться, чтобы не поделиться минской историйкой, столь непохожей на все про...
Свист над водой, или Историйка о главной белорусской мелодии
"Многие говорят мне, что быть чужаком — это очень удобно, что чужак видит таки...
Как я мог не родиться, или История о страшном пожаре, переменчи...
Отцу, с любовью и благодарностью "У человека есть только один пу...
Minsk, I minsk you... или Историйка о современном искусстве, ан...
        За неделю до прощания с Америкой, прогулива...
Пятый кит, или Историйка о Минских братьях, научивших американц...
Когда-то я написал историйку об американской мафии. Начиналась она так: “Ам...
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...