Вернуться к Историйкам

Идеология в камне, или Историйка о прототипах

17 октября 2011

Глядя на городские памятники, можно многое понять о самом городе. Еще совсем недавно все скульптурные изображения в Минске — от огромного Ленина перед Домом правительства до крошечного Кирова возле станкостроительного завода — несли на себе следы коммунистической идеологии. Ну, вождям положено!

Но возьмите, к примеру, гранитного Янку Купалу, попирающего землю с таким угрюмым оптимизмом, словно это вовсе не он пытался покончить с собой, устав от преследовавших его всю жизнь чекистов! Всмотритесь в бинокль в лица гипсовых статуй, установленных на фронтоне Дворца профсоюзов — как суровы складки у рта, как непреклонно сжаты губы, какие у них глаза! Встречаешь такой взгляд и невольно удивляешься: зачем памятники смотрят на мир столь строго, если обещанное будущее светло и прекрасно?

Дело не в скульптурах: не они — мы были такими! Потому что у каждого самого незначительного изваяния — даже у какой-нибудь девушки с веслом — был прототип. А у прототипа — своя история.

Горнист с всесоюзной известностью

В 1970 году в «Литературной газете» была напечатана статья, посвященная Жоре Клебанову. Жора Клебанов в то время работал в «Чырвоной змене». Попасть на страницы всесоюзной «Литературки» для молодого провинциального журналиста было большой честью. Впрочем, попал он туда и не как журналист, и не по своей воле. В статье говорилось, что Жора Клебанов — вандал, что им испорчены сотни, если не тысячи архитектурных памятников в разных городах Советского Союза. И в самом деле, надпись «Здесь был Жора Клебанов из Минска» можно было обнаружить на стенах Зимнего дворца, в смоленском Кремле, на стадионе «Медео» в Алма-Ате... Рассказывают, что Жорин автограф, выбитый на скалах в Беринговом проливе, был такого размера, что без труда читался с американского берега. Самое удивительное в этой истории то, что Жора Клебанов путешествовать не любил и дальше белорусских областных центров не выезжал. Трудно сказать, как все началось, но к моменту выхода статьи в «Литературной газете» не только друзья и коллеги Клебанова, но и многие не знавшие его люди, попадая в какой-нибудь далекий аул или кишлак, почитали своим долгом расписаться за Жору на памятнике архитектуры или просто на видном месте. Сам Жора всесоюзной знаменитостью себя не чувствовал и известности стеснялся. Быть может, именно от неловкости он однажды собрался и уехал жить в Штаты. В Минске о Жоре Клебанове еще совсем недавно напоминала стоявшая перед входом в Театр юного зрителя скульптура пионера с горном в руке. Когда-то ее лепили с Жоры. В то время он еще совсем не был знаменит.

***

Не осталось в Минске ни девушек с веслом, ни всевозможных пионеров. В какой-то момент с фасада ТЮЗа исчез и двойник Жоры Клебанова. Событие это никто не заметил. В 1997 году место идеологической скульптуры в городе заняла скульптура, лишенная какой-бы то ни было идеологии. В Минск пришел скульптор Жбанов, а следом за ним потянулись его герои: банщики, торговки семечками, шопоголики... Их много, и становится все больше. Они, как и их предшественники, смотрят на мир без улыбки. И у них, наверняка, есть свои прототипы, но мне о них нечего сказать.

Комментарии
vadim_i_z
2011-10-29 22:57
Торговку семечками все-таки ваял не Жбанов. А небогатая семья у ЦУМа - не шопоголики, а ровно наоборот, им денег не хватает.
Ответить
Paulina
2011-12-01 23:31
Это НЕ скульптура Жбанова! Внесите правку! Это талантливый скульптор, и он обижается, когда торговку семечками причисляют к его работам. Не зря обижается - его Дама с собачкой, Фотограф и другие работы не сравнить с этим опусом.
Ответить
Последние историйки
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом мой юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...
Вавилон с двух сторон, или Историйка о всемирном языке
Эта историйка началась в середине позапрошлого века в Белостоке. С разницей в три года...