Вернуться к Историйкам

Minsk, I minsk you... или Историйка о современном искусстве, английской филологии и городском мусоре

23 декабря 2024

    

   За неделю до прощания с Америкой, прогуливаясь вдоль берега океана, я наткнулся на необычное здание: современная архитектура рифмовалась с названием над входом - «Институт современного искусства». При институте был музей. И я, оставив набережную на волю волн, вошел в открывшуюся дверь. Вышел я оттуда через час с новой “американской” минской историйкой. Кажется, последней в этом году.

    01_ICA.jpg

***

“Когда я вернусь - ты не смейся, - когда я вернусь...”
Александр Галич

   Странная эта штука - современное искусство. Идешь, смотришь по сторонам, мало что понимаешь, а уж о том, чтобы что-то в душе отозвалось, так это не чаще, чем встретить мамонта в белорусском лесу. Я прошел насквозь несколько увешанных экранами залов и везде видел одно и то же: сменяющие друг друга изображения, и зрителей, застывших перед ними.

   Живые пытались понять неживое… И, похоже, не понимали.

   В очередном зале меня встретила огромная - во всю стену - доска. От школьной, из детства, музейная отличалась тем, что была составлена из дюжины досок помельче. На каждой виднелись сделанные от руки надписи. Мел и тряпка лежали рядом.

   Признаюсь, мне всегда были интересны «дацзыбао» - на заборах, на стенах домов, в туалетах... В неподцензурных надписях, оставленных нашим вольным народом, проявлялись его природный эротизм, тяга к свободе и безграничная дерзость ума. 

   В текстах на музейной доске ничего этого не было - народ был чужой! Судя по всему, доска вместе с надписями тоже была музейным экспонатом - артефактом, рождающимся прямо на глазах.

   Взгляд скользил по меловым рукописям пока не уткнулся в нечто, до боли знакомое: уткнулся и застыл, и сердце остановилось.

   "Minsk, I minsk you!" - вот о чем гласила очередная надпись.

   Я, конечно, знал, что в английском языке едва ли не каждое существительное можно преобразовать в глагол. К примеру, a chair - стул, но to chair - председательствовать, a cook - повар, но to cook - готовить... Понятно, что Minsk, пусть и написанный по - английски, оставался моим родным городом. Но to minsk - это о чем? Да еще со знаком бесконечности посредине!

 02_Minsk_i_minsk_you.jpg

   Я еще раз взглянул на надпись, и в голове щелкнул тумблер: никакой это не знак бесконечности, а падающая на бегу буква S, изо всех сил вцепившаяся в уходящую товарку и пытающаяся предотвратить расставание! Немыслимое, гибельное, невозвратное…

   И враз исчезли умышленно уменьшенные неизвестным автором n и k, стали резче и объемнее оставшиеся четыре буквы, и почудилось мне, что по музейным залам разнесся крик одинокого человека, который оказался в чужой стране и тоскует по родному городу. Городу, в который он никак не может вернуться.

MINSK, I MISS YOU!
МИНСК, Я ТОСКУЮ ПО ТЕБЕ!

   Сколько разбросанных по миру минчан могли бы повторить эту фразу! Сколько повторяют… 

   Я спускался по лестнице к выходу, думая о том, что Минск, обернувшийся действием - отъездом, побегом и тупой тоской под ложечкой - в каком - то смысле уникален: невозможно представить себе глагол «to new york», как немыслимо с серьезным выражением лица произнести «to dublin».

   «To minsk» - можно! Как можно тосковать по несбывшемуся… Видеть бесконечные сновидения о придуманной, но так и не случившейся жизни.

 ***

“Когда б вы знали, из какого сора…”
Анна Ахматова

   На первом этаже оставался еще один зал. Полдюжины гигантских то ли волхвов, то ли царей, выстроившись вокруг символической галактики, пытались донести до немногочисленных посетителей музея тайную весть. Каждый говорил о своем, но вместе рассказы складывались во что - то бесконечно важное - и для отдельного человека, и для мира, и для времени, в котором нам выпало жить.

03_pagans.jpg

   Я так долго вглядывался то ли в царей, то ли в волхвов, что музейный смотритель и спросил, нет ли у меня вопросов. Я поинтересовался, из чего сделаны фигуры и какой в них заложен смысл.

- Они из городского мусора, - сказал смотритель. - Из обрывков ткани и бумаги, лоскутков кожи, обломков металла и деревянных фрагментов… Из того, что жило и умерло, но перед тем, как навсегда исчезнуть, вознамерилось рассказать о прожитой жизни - ее ошибках и открытиях, общности и уникальности. Такова авторская концепция спасения мира. Чтобы донести ее, и были созданы эти пришельцы…

   Смотритель продолжал говорить, но я уже не слушал его, а думал о том, что в нашем до стерильности чистом городе никакие пришельцы не появятся и спасать никого не будут.

   Ибо у нас нет городского мусора.

Комментарии
Последние историйки
Minsk, I minsk you... или Историйка о современном искусстве, ан...
        За неделю до прощания с Америкой, прогулива...
Пятый кит, или Историйка о Минских братьях, научивших американц...
Когда-то я написал историйку об американской мафии. Начиналась она так: “Ам...
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...