Вернуться к Историйкам

Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, который впал в детство

31 мая 2017

Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием

Минск — сказочный город. Не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле! Здесь в 1912 году навстречу Корнею Чуковскому из-за угла дома вышел страшный разбойник Бармалей. Здесь в 1916 году из глиняного кувшина явился Лазарю Лагину добрый джин Хоттабыч. Но и это не все!

Хоттабыч с Бармалеем - ждут третьего!

Здесь, в Минске, в 1920 году родился создатель сказочного персонажа, в сотни раз более известного, чем страшный разбойник и добрый джин! Персонаж этот и по сей день живет в каждом доме, где есть дети. И хотя носит разные имена, узнаваем в любой толпе. В Англии его зовут Топл, в Швеции — Дрюттэн, в Финляндии — Муксис, в Литве — Кульверстукас, в Польше — Кивачек, а немцы придумали ему целых два имени — Куллерьхен или Плумпс! Да и у нас поначалу он звался по-белорусски Пашавелак.

Но я забегаю вперед.

— Да, начни, пожалуйста, сначала, — с укором говорит мне моя шестилетняя дочка. — И не забудь сказать «жили-были»!

Хорошо, Варюша, так и начнем.

Нет, Карлсон - не минчанин! Хотя... кто знает

Жил-был мальчик в довоенном Минске. Здесь родился, здесь учился, здесь сделал первые шаги и первые рисунки. Мальчика звали Лёля, и было у него два друга — Лева и Элька. Они познакомились в художественной студии. Руководил ею Валентин Викторович Волков. Выпускник Императорской академии художеств в Петербурге он неторопливо и основательно учил мальчиков рисовать.

Точно так же, как его самого когда-то учил знаменитый Павел Петрович Чистяков. Тот самый Чистяков, которого своим учителем считали Суриков и Серов, Репин и Васнецов, Врубель и Борисов-Мусатов. Так Лёля с детства, как нынче принято говорить, оказался в одном рукопожатии от великих. Впрочем, сейчас ему 96 лет, и он сам велик! Только не все об этом знают — многие даже фамилии его никогда не слыхали. И Лёлей его, конечно, называют только близкие друзья.

— Лева и Элька? — спрашивает Варя. — Нет, другие. Левы и Эльки давно уже нет на свете, — отвечаю я. — Жа-алко, — печально тянет дочка, но тут же любопытство берет вверх. — А почему он великий? Он художник? — Да, художник. Но его картин не найдешь ни в одном музее. Зато он создал Топла и Дрюттэна, Муксиса и Кульверстукаса, Кивачека и так далее, — отвечаю я. — Кто они такие? Я только «и так далее» знаю... — Это его герои. Точнее, один герой под разными именами. — Ты всегда темнишь, рассказывай правильно! Как Лёлина фамилия?

Дом на Раковской возле церкви, в котором до 19 лет жил Леонид Аронович Шварцман

Хорошо, хорошо, моя дорогая. Я больше не буду темнить! Фамилия Лёли — Шварцман. Он родился в Минске в доме № 6 по Раковской улице почти век назад. С детства учился рисовать и доучился до того, что, став мультипликатором и через полжизни прочитав книжку Эдуарда Успенского, взял и нарисовал самого минского в мире зверя — научил его ходить, разговаривать, дружить, любить, быть до такой степени человечным, что его даже хотели сделать Всемирным символом гуманизма.

— Гуманизма? — Гуманизм это доброта.. — А почему этот зверь минский? — Потому что добрый. И минчане — добрые. — Ну и как его зовут? — Чебурашка! — Че-бу-рашка? — Варя недоверчиво смотрит на меня.

Чебурашку она знает. Но, кажется, ожидала встречи с более экзотическим существом и слегка разочарована. Во всяком случае, вопросы на время она задавать перестает, а просто сидит рядом со мной на стуле и следит за тем, как на экране появляются ряды строчек. Читать она уже научилась!

"Пигмалион и его Галатея"

Сам не знаю, почему минчане мне кажутся добрыми. Это у меня, наверное, откуда-то из детства, когда Минск был совсем другим — раза в четыре меньше, не таким столичным и взбалмошным. Когда все жители города знали друг друга. Прав был создатель «Маленького принца», отвечая на собственный вопрос: «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны».

Я родом оттуда же. И Леонид Аронович Шварцман тоже. Имя нашему детству — Минск. «... Я хорошо помню конку. Маленький вагон тащили две лошади по рельсам. Трамвай пустили в 1930 или 1931 году. Это стало огромным событием. Автомобили были редкостью. Средством передвижения служили извозчики. В городе протекала небольшая грязная речка Свислочь, впадающая в Березину. Город чем-то напоминал Вильнюс или Витебск, может быть костелами и холмами, но был менее живописен и выглядел беднее...»

Минская конка из детства Лёли

Я давно понял, что совершенно не важно беден твой город или богат, мал или велик, столичен или провинциален, красив или... Нет-нет, если ты его любишь, то он может быть любым — бедным, маленьким, незначительным, но только не некрасивым! Любовь помогает найти в самом невзрачном городском пейзаже удивительное и прекрасное. Она заставляет писателя, нередко против его замысла и незаметно для него самого, вставлять в роман о Нью-Йорке улицы и дома из минского детства, а художника, живущего в Париже, писать давным-давно покинутый Витебск.

Слова о конке и о речке Леонид Аронович написал, когда ему исполнилось 90 лет. В двадцать он уехал из Минска, а еще через семьдесят начал вспоминать город, в котором родился. Впрочем нет, еще раньше появилась серия картин «Старый Минск. Воспоминания детства». А до этого жизнь была такой быстрой и суетной, что времени для воспоминаний не оставалось. Да и в Минск после войны он приезжал всего однажды — на кинофестиваль. Ностальгии не было.

"Немигские мотивы" в "Чебурашке"

Художник не вспоминал о городе, но город исподволь напоминал о себе. Когда на рубеже 1970-х появились мультфильмы «Крокодил Гена» и «Чебурашка», вряд ли нашлись люди — даже среди минчан! — которые заметили, что действие происходит... в Минске. Что бесконечные полукруглые окна, вдоль которых ходят герои мультфильма, напоминает торговые ряды в Верхнем городе, а часто мелькающий дом с аркой похож на тот самый дом, где родился художник.

"Мы с мамой смотрим на плакат к 10-летию революции с Лениным и Троцким - он висел на площади Свободы, а солдаты маршировали везде"

— Я не думал о Минске, когда рисовал улицы и здания, на фоне которых происходят приключения Чебурашки и Крокодила Гены. Это был просто провинциальный город. Минск появился в мультфильмах сам, по собственной воле, из моей памяти... Я и сейчас, кажется, до метра помню путь от дома до школы.

"Правые" мальчишки идут явно не домой - Раковская у них за спиной. А вот "левые" - исправились

Двухэтажный дом Лёли стоял возле Петропавловской церкви. Впрочем, в те времена она еще носила имя Екатерининской. А горожане ее всегда называли Желтой. Отсюда, когда пришло время, он пошел в школу № 5, занявшую после революции здание мужской гимназии. Спускался со второго этажа во двор, где неизменно сидели соседи и неспешно говорили о жизни на идише. Выходил из арки. Пересекал Немигскую улицу, поднимался мимо Холодной синагоги по Школьной до площади Свободы, дальше шел по Ленинской, переходил через Советскую...

"После школы до дворе мы играли в лапту и чижика, а на лестнице читали и просто сидели на солнышке"

На месте крошечного Лёлиного дома вырос гигантский Дом с «Торговым центром на Немиге», на месте школы — бульвар, где пересекаются Ленина и Маркса, погибли в гетто соседи, а вместе с ними исчез идиш... Того Минска давным-давно нет. Как нет шагаловского Витебска. Быть может, поэтому Шварцман, как Шагал, боялся возвращаться в свой город.

Соседи точно так же собирались во дворе и после войны. Но не те - другие.

Вместо себя на исчезнувшие минские улицы художник выпустил своих героев. И вместе с ними этот никому неведомый город начал торжественное шествие по миру. Тогда и возникли Топл, Дрюттэн, Муксис... Так поначалу на разных языках звучало имя Чебурашки. А потом все поняли, что «зверек неизвестной породы — с круглыми удивленными глазами, с большими ушами и чуть свалявшейся короткой шерсткой — он один такой, и имя у него должно быть одно. И тогда Чебурашка стал Чебурашкой повсюду.

Минские наброски с натуры для японского мультфильма

В 2007 году права на изготовление мультфильмов по книгам Эдуарда Успенского купили японцы и пригласили в качестве художников-постановщиков москвича Михаила Алдашина и минчанина Михаила Тумелю. И вот что удивительно, москвич Алдашин решил, что новый Чебурашка тоже должен ходить по минским улицам: негоже зверюшку изгонять из родного города! Так появились в японском мультфильме скамейки с минских улиц, мостики из парка Горького и вазы с Проспекта. И в результате самый гуманный в мире зверь неизвестной породы, как был, так и остался минчанином.

Самый человечный минчанин

Сказка закончена, я ставлю финальную точку и готов уже выключить монитор, когда Варя неожиданно спрашивает:

— А что стало с Левой и Элькой?

И я понимаю, что, увлекшись рассказом о человеке, нарисовавшем Чебурашку, забыл рассказать о его друзьях. Без них история будет неполной.

Элконо Гольдштейн и Лев Мильчин

Лева — Лев Исаакович Мильчин — учился в Москве, во ВГИКе, и тоже стал мультипликатором. Он создал десятки замечательных мультфильмов — начиная от "Конька-Горбунка" и кончая «Сказкой о царе Салтане». В Минск он не возвращался, но где-то здесь — в Яме, в Тучинке или в Тростенце — навсегда остались его отец, мать и сестра.

Элька — Элконо Маркович Гольдштейн — уехал в Ленинград, выучился там на архитектора и, вернувшись, построил среди множества других, пожалуй, самое известное минское здание — Дом со шпилем.

Отныне для меня Дом со шпилем - еще и символ старинной дружбы трех минских мальчишек из студии Валентина Волкова

— Ты помнишь шпиль, который был виден из окна дома, где ты родилась? — спрашиваю я Варю. — Папа, ты шутишь! — отвечает мне моя шестилетняя дочь. — Это ведь было так давно...

И я понимаю, что "давно" для Леонида Ароновича Шварцмана, и для меня, и для моей дочери, в общем-то, одно и то же. Это то, что в конце концов становится городом нашего детства.

Холодная синагога. Память исчезнувшего города

***

Выражаю признательность за помощь  - краеведу Владимиру Воложинскому - он не только жил в том же доме, что и Шварцман, но и сохранил старые фотографии; - художнику-мультипликатору Михаилу Тумеле - он не только нарисовал нового Чебурашку, но и предоставил эскизы; - и конечно же, Леониду Ароновичу Шварцману - за мультфильмы, картины и разговоры - за город детства.

Комментарии
2017-06-03 19:30
Спасибо, Михаил! Как всегда очень трогательно!
Михаил Володин
2017-06-03 20:02
Вам спасибо - всем, кто читает - с именами и без!
2017-06-04 17:09
Михаил Яковлевич, спасибо Вам от Леонида Ароновича! Он сидит рядом и радуется: "Прочел Вашу интересную статью о Минске и обо мне, был очень тронут. Хочу спросить насчет разных имен Чебурашки. Это действительно так или Ваша шутка? никогда о таких не слышал. В Японии его называют Чеби, это точно. Кроме этой статьи знаю Вашу очень интересную книжку о Минске, историйки о Минске. Эту книжку мне подарил Михаил Тумеля. Текст веселый и рисунки прекрасные. Спасибо и за это! Ваш Леонид Шварцман"
2017-06-04 17:14
Почему имя не отображается, тоже не понимаю. Яна, Yana Larionova, вхожу через фб, племянница Л.А.Шварцмана.
2017-06-04 17:10
Михаил Яковлевич, спасибо Вам от Леонида Ароновича! Он сидит рядом и радуется: «Прочел Вашу интересную статью о Минске и обо мне, был очень тронут. Хочу спросить насчет разных имен Чебурашки. Это действительно так или Ваша шутка? никогда о таких не слышал. В Японии его называют Чеби, это точно. Кроме этой статьи знаю Вашу очень интересную книжку о Минске, историйки о Минске. Эту книжку мне подарил Михаил Тумеля. Текст веселый и рисунки прекрасные. Спасибо и за это! Ваш Леонид Шварцман»
Михаил Володин
2017-06-04 22:57
Дорогой Леонид Аронович! Спасибо за теплый отклик. Для меня он очень ценен - и потому что я, как и многие-многие, люблю Ваших героев, и потому что Вы - сами того не ведая - стали героем моей историйки. А еще потому, что чувствовал определенную неловкость из-за того, что не смог перед тем, как опубликовать рассказ, показать его Вам и удостовериться, что не сделал никаких ошибок. Все имена Чебурашки я выписал с сайтов Википедии на разных языках. Японское - Чеби - впишу дополнительно в существующий ряд. Всего Вам доброго и поклон - от меня и моих читателей. Яна, надеюсь, что до Вас дойдет эта моя записка и Вы сможете показать ее Леониду Ароновичу. Спасибо за помощь!
2017-06-15 21:46
Спасибо ,Михаил ,за интересные статьи о Минске. Дом под шпилем очень мне хорошо знаком ,так как я в 50-десятые годы часто в нем бывал у своих одноклассников по 42 школе , многие из них были детьми сотрудников МВД и МГБ , для которых этот дом фактически был построен,а мне приходилось ходить в 42 " гвардейскую " школу пешком ( и в более ранние её здания) все 10 лет с 1947г. Буду и дальше следить за вашими прекрасными публикациями из далекого NY с его знаменитой статуей Свободы ,которая нравится вашей внучке.
Михаил Володин
2017-06-28 22:55
Спасибо! Как всегда прошу старых минчан присылать фотографии города. С людьми - еще лучше. Я постараюсь в какой-то момент рассказать и о городе, и о людях.
Edward
2017-06-21 18:38
Слов нет...
Ответить
Атаканавратаря
2018-11-09 01:22
Всемирную известность получил романтический вальс из мелодрамы « Мой ласковый и нежный зверь », поставленной в 1978 году Э. Лотяну по мотивам повести А. П. Чехова « Драма на охоте ». Самое популярное своё произведение композитор написал, импровизируя на съёмочной площадке в подмосковной усадьбе Валуево , за одну летнюю ночь. Услышавшая и станцевавшая его первой исполнительница главной роли Галина Беляева , как и все на съёмочной площадке, подумала, что звучит ранее неизвестная классика из далёкого прошлого и была поражена, узнав, что произведение оригинальное, только что сочинённое
Ответить
Атаканавратаря
2018-11-09 15:08
Куда сходить погулять с ребенком да так, чтобы прогулка оказалась и веселой, и познавательной, и интересной? Причем не только для ребят, но и их родителей? Вместе с филологом, краеведом и педагогом Анной Рапопорт мы собрали 5 увлекательных маршрутов по Москве, которые любую прогулку превратят в увлекательное путешествие по неизвестным фактам о нашей столице.
Ответить
Татьяна
2020-09-01 13:01
Прекрасный материал! Удивительное рядом! Спасибо!
Ответить
Татьяна Сержант
2020-09-01 13:04
Прекрасно! Спасибо!
Ответить
2020-09-01 13:07
Ответить
Ирина Корбут
2020-12-08 04:42
Потрясающе! Спасибо!
Ответить
Последние историйки
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...