Вернуться к Историйкам

Жизнь за скобками, или Историйка о заповеднике в центре города

11 Декабря 2012

Круглая площадь (сейчас ее называют площадью Победы) строилась так, словно кто-то надумал закрыть скобки в длинном и радостном предложении и оградить рафинированный городской центр от нездорового влияния окраин.

Два полукруглых довоенных дома за спиной у монумента Победы кажется и впрямь пытаются отгородиться от того, что за ними. С холма от Дома офицеров видно, как Проспект упирается в их вогнутую стену. Дальше нет перспективы. Там до войны начинался другой город — с низкорослыми домиками, с вечной грязью Комаровского болота...

А внутри, в скобках, лежал город Сталина. И сам десятиметровый бронзовый вождь, как ножка циркуля, очертившего собственное пространство, стоял посреди Центральной площади. Под тяжелыми башмаками памятника тек Проспект его имени, и в уличном шуме отчетливо слышалась знаменитая его фраза: «Жить стало лучше, жить стало веселее!».

От Дома офицеров не разглядеть, что площадь из Круглой давно превратилась в эллипсовидную.

Пеликаны на площади

Круглую площадь придумал архитектор Михаил Осипович Барщ. В 1948 году, с началом сталинской кампании «по борьбе с космополитизмом», он лишился работы в Москве и уехал по приглашению своего коллеги Парусникова в Минск.

[quote] Ну, полетели пеликаны! — недобро пошутил один известный московский зодчий, намекая на сходство своих пострадавших коллег с носатыми птицами. И оказался прав: ряды «космополитов» в столице СССР изрядно поредели.[/quote]

Михаил Барщ - в "минский" период и с коллегами  (крайний справа) за работой в Москве.

В Минске Барщу выпало проектировать участок Проспекта вниз от Центральной площади. Вот что писал архитектор о своей работе.

«От моста до Круглой площади проспект шел по довольно высокой насыпи. Это было очень красиво. Я решил использовать это обстоятельство. Круглую площадь я превратил в полукруглую, как бы в экседру, обращенную в открытое озелененное пространство размером 180×180 м и пространственно связанное с парком...»

Благодаря новому «высокому» мосту в начале 1950-х Проспект поднялся на несколько метров.

Стройка шла в три смены. Украшенные лепными карнизами и вычурными портиками дома поднимались один за другим... Через годы этот архитектруный стиль назовут сталинским ампиром. Величественный и монументальный — он будет претендовать на вечность, но закончится со смертью вождя. Уже в следующем 1954 году «ампирщики» попадут в опалу. А еще спустя год постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» положит конец не только стилю, но и карьерам многих известных его адептов.

В Минске, в отличие от Москвы, не окажется ни архитектурных генералов, ни лауреатов Сталинской премии в области архитектуры — некого будет лишать званий и наград. Главный удар обрушится на Барща, которому выпало заканчивать первую очередь принятого еще в 1946 году плана развития города.

[quote]Вам запретили колоннады и лепные вазы, так вы что придумали — пеликанов?! Здесь вам не зоопарк! — сорвался на крик заведующий отделом ЦК по строительству Филимонов на очередном совещании.[/quote]

«Каких пеликанов?» - подумал архитектор и непроизвольно напрягся, вспомнив 1948 год. И вдруг неожиданно для собравшихся в высоком кабинете... рассмеялся: майоликовые голуби с оливковыми ветвями в клювах на стенах домов и в самом деле получились похожими на экзотических носатых птиц.

Прекрасные сказочные птицы на стенах домов № 31-35 и № 34-38 по Проспекту.

После этого разговора Барщ вынужден был покинуть Минск и перебраться назад в Москву, Филимонов получил повышение и отправился работать в Гомель секретарем обкома. А голуби-пеликаны несмотря ни на что уцелели и дошли в своем первозданном виде до наших дней...

О том времени и сегодня напоминают отсутствующие колоннады между домами на нечетной стороне Проспекта: их не успели построить до злополучного постановления и заменили бесхитростными железными воротами.

1954 год. Строительство памятника Победы.

***

На праздновании нового 1956 года в белорусском союзе архитекторов звучали тосты, прославлявшие наступающую эру неоконструктивизма. Кто-то поднимал бокалы с радостью — помпезность изрядно надоела, кто-то с тревогой — как-то удастся вписаться в новые условия... После окончания официальной части долго пили за отдельные здания и их создателей. Особенно шумно чокались за авторов памятника Победы Заборского и Короля. Пили за Круглую площадь, как последний знак уходящей эпохи... Пили за красавец-Проспект... Перед тем, как разойтись, кто-то сказал: «А все же славно, что мы успели создать этот заповедник!» Выпили на посошок, не думая, что название «заповедник» на годы закрепится за центром города. Впрочем, сейчас о нем уже мало кто помнит.

Памятник Победы и его архитектор Георгий Заборский. Два снимка, а между ними 34 года.

 ***

Благодарим за помощь в подготовке историйки:

архитектора Любовь Дмитриевну Усову, «Белорусский государственный архив научно-технической документации» и лично ведущего научного сотрудника Галину Ивановну Шостак

 

Комментарии
Попов Юрий
2012-12-11 12:59
Время все расставило по своим местам. Кто теперь пеликан, а кто АРХИТЕКТОР?
Михаил Володин
2012-12-11 13:08
На мой взгляд, Барщ сделал для Минска не меньше, чем Лангбард. Интересно, что Барща приютил в Минске тот самый Осмоловский (мы его помним по двухэтажным домам в районе ул. Киселева и в Заводском р-не), который изгнал из Минска Лангбарда.
Последние историйки
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, н...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны ...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать проще — не так страшно ...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
. Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничто...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Не ...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь), ...
Минский календарь. Март 2017
[caption id="attachment_8214" align="aligncenter" width="600"] Игорь Римашевский. Март[/ca...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«КОГДА-ТО В МИНСКЕ ВОДИЛИСЬ ДРАКОНЫ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 2012...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
—Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупрежда...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателе...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...
Вавилон с двух сторон, или Историйка о всемирном языке
Эта историйка началась в середине позапрошлого века в Белостоке. С ...
Неизвестный шедевр, или Историйка о враче, который хотел стать ...
34 года назад, 13 марта 1982 года, в США была начата публикация одного из самых загадочных...
Тайна старых часов, или Семейная историйка
Посвящается моему дедушке Евелю Абрамовичу Игудесману и моему товарищу и&nb...
Купальские красавицы-2, или Эротическая историйка о минских экс...
«Эти добрые люди... ничему не учились и все перепутали, что я говорил.» Михаил Булгаков...
Любовь под знаком Сиона, или Историйка о первой партии, первом ...
Неправда, что советская власть не любила евреев — еще как любила! Но стр...
Проклятие Рычащего Льва, или Историйка о минских наводнениях
В предпоследнюю пятницу марта 1888 года уровень воды в Свислочи начал поднима...
“Кукушечка”, или Очень детская историйка
Первый раз с «кукушечкой» я встретился еще до школы. Именно так, ласково, моя бабушка назы...
Братское кладбище, или Орнитологическая историйка
<p style="padding-left: 30px; text-align: right;"><span class="st&...