В 2010 году Красному костелу исполнилось сто лет. А могло и не исполниться — просто не было бы юбиляра! Экскурсоводы показывали бы на место справа от Дома правительства и сообщали: «Когда-то здесь стоял красавец-костел. Его взорвали».
Красный костел при строительстве и век спустя
Полвека назад костел и впрямь должны были взорвать. Советская власть любила ровнять с землей все, что возносилось над средним уровнем — будь то Немецкая кирха или Татарская мечеть, Святодуховская церковь или Холодная синагога... На что падал взгляд, то и ровняли...
Тогда, в 60-х, взгляд упал на Красный костел, на мгновение задержался, а потом медленно переместился на стоявший неподалеку четырехэтажный дореволюционный дом. И дома не стало. А костел стоит по сей день.
В фильме «Любимая», вышедшем на экраны в 1965 году, дом на площади Ленина еще не снесли
29 апреля 1959 года на Выставке достижений народного хозяйства в Москве открылся удивительный кинотеатр. Назвали его "Круговой кинопанорамой" за экран на 360 градусов. Все здесь было необычно: и то, что фильмы выпускались в единственном экземпляре, и то, что демонстрировались с помощью двадцати двух проекторов, и то, что зрители в зале стояли, непрерывно вращая головами... А иначе не получалось: действие происходило одновременно и впереди, и сзади, и по сторонам!
Эта вездесущность и покорила сердце Кирилла Трофимовича Мазурова. Первый секретарь ЦК компартии БССР и вообще был страстным киноманом, а тут — такое кино! С того самого момента загорелся Кирилл Трофимович идеей повторить московское чудо в Минске.
Однако случилось неожиданное: кремлевские коллеги от этого его намерения в восторг не пришли. Более того, вежливо объяснили, что «Круговой кинопанораме» положено быть исключительно в столице, на ВДНХ. И подписались: с коммунистическим приветом, дорогой товарищ! И т.д.
Заказчик кинотеатра — аппаратчик Мазуров. Исполнителем должен был стать архитектор Дроздов
Кирилл Трофимович расстроился, но от плана не отказался — механизм уже был запущен. Правда, круговой экран пришлось заменить обычным панорамным, а двадцать два проектора — всего тремя, но в Минске и такого прежде не было!
Вернувшись домой, Мазуров дал задание архитекторам сделать проект кинотеатра-дворца. Чтобы там были не только кинозалы, но и залы концертные, и для всяческих съездов тоже... В общем, чтобы получился настоящий городской культурный центр!
Вскоре чертежи легли на стол первого секретаря. Работу представлял руководитель — архитектор Дроздов, оппонентами выступали архитектурные начальники — Король, Баданов и другие. Проект всем понравился, оставалось определиться, где строить здание. Дроздов предлагал площадку в парке Горького, Король считал более подходящим сквер напротив фабрики «Луч», рядом с Немигой. Кто-то говорил о парке Челюскинцев... В общем, были разные мнения.
Проект архитекторов Дроздова и Филимонова. Обратите внимание: для кинотеатра очищают от деревьев значительную часть парка Горького
Выслушав всех, Мазуров неожиданно подытожил: «Строить будем на месте Красного костела, на площади Ленина!» Повисло тяжелое молчание.
А как же костел? — раздался чей-то робкий голос. — Взорвем, — негромко ответил Кирилл Трофимович и обвел испытующим взглядом архитекторов.
В этот момент старый подрывник словно бы сбросил двадцать лет и опять руководил партизанским движением в разгар рельсовой войны. Архитекторы согласно закивали головами и принялись увлеченно обсуждать, как организовать взрыв так, чтобы не задеть Дом правительства. Творческие люди — они как дети: им все одно строить ли, разрушать ли. Главное, чтобы было интересно!
На площади Ленина остается лишь Дом правительства. Сносится не только Красный костел, но и дореволюционные строения архитекторов Гая и Гайдукевича
С тех пор прошло полвека, а Красный костел как стоял, так и стоит. Его яркий контур вырывается из серости окружающих зданий и притягивает к себе внимание еще до того, как взгляд упадет на гигантский Дом правительства.
Сегодня никто уже точно не знает, как удалось ему не превратиться в груду обломков. Причин могло быть несколько.
Вначале Москва тянула с выделением фондов на строительство. Потом диктор Белорусского телевидения сообщила в прямом эфире о готовящемся взрыве, что вызвало бурные протесты минской интеллигенции. А вскоре и Мазурова забрали из Минска на работу в Кремль, и он напрочь перестал интересоваться судьбой панорамного кинотеатра. Но при этом не перестал любить кино! Его не единожды видели в «Круговой кинопанораме», где он, как в самый первый раз, восторгался далеким предком сегодняшнего 3D.
Эдвард Войнилович и Ядвига Костровицкая
***
На этом историйку можно было бы и закончить, если бы не еще одна героиня, до времени скрывавшаяся за спинами прочих действующих лиц. Вот она — Ядвига Костровицкая. По мужу дальняя родственница французского поэта Аполлинера. Хозяйка доходного дома — того самого, что был взорван в середине 60-х. И пусть меня обвинят в склонности к мистицизму, но это она и ее любовь к брату спасли костел!
— А кто ее брат? — спросите вы.
— Эдвард Войнилович — шляхтич, мировой судья, статский советник, депутат Государственной думы. И... строитель Красного костела, — отвечу я.
Сестра, поставив свой дом на пути взрыва, уберегла от разрушения дом брата. Божий дом...Вот такая история.
В этом году минчане могли бы отпраздновать столетний юбилей доходного дома Ядвиги Костровицкой. Самый момент поклониться и ей, и всему роду Войниловичей. А еще Ваньковичам, Монюшкам, Дуниным-Марцинкевичам и многим другим шляхетским родам...
Хотя бы за то, что они строили, а не взрывали.
Ядвига Костровицкая на могиле Эдварда Войниловича в Быдгоще. В 2006 году его останки были перезахоронены у стен Красного костела
***
Благодарим за помощь в подготовке историйки: «Белорусский государственный архив научно-технической документации» и лично ведущего научного сотрудника Галину Ивановну Шостак; заведующую филиалом «Дом-усадьба В. Ваньковича» Наталью Викторовну Сычеву.