Минчане удивительно гостеприимные люди. Случается, приезжие обратятся к ним на улице — как, мол, пройти в ресторан, скажем, «Неман», а они в ответ: ««Неман»? Так его же сто лет как нет... Идемте, мы вам покажем правильное место!» И ведут, и показывают, а потом кормят-поят, да еще перед тем, как отправить восвояси, от всего сердца благодарят. И так во всем. Особенно минчане любят работников искусства.
Святослав Рихтер выступал с концертами в Минске около тридцати раз. Причин столь частым посещениям было множество: и удобное расположение нашего города — все дороги на Запад проходят через Минск, и дружба, долгие годы связывавшая Святослава Теофиловича с дирижером оперного театра Владимиром Мошенским... Но главной причиной были все-таки сами минчане, никогда не отпускавшие великого пианиста без многочисленных «бисов».
В начале 80-х, исполнив вместе с камерным оркестром БССР концерт Гайдна, Рихтер вызвал столь мощные зрительские овации, что вместо того, чтобы сыграть на бис одну из частей, повторил от начала до конца весь концерт.
Судя по всему, страсть к овациям возникла в Минске давным-давно. Корней Чуковский, дважды выступавший до революции в нашем городе, писал в 1912 году своей жене:
В Минске я читал с колоссальным успехом: сбор полный, аплодировали даже когда я проходил по улице... Со слезами (!) меня умоляла публика читать еще и еще...
Особенно интересно то, что читал Корней Иванович вовсе не «Муху-Цокотуху» и «Айболита», которые к тому времени еще не появились на свет, а лекции, посвященные творчеству Оскара Уайльда и Леонида Андреева.
***
Не исчезла традиция аплодисментов со вставанием и позднее. В 70-е годы в программках филармонических концертов специально указывалось, что хлопать между частями многочастных музыкальных произведений не следует.
Все равно хлопают. И встают. И вызывают на бис. Причем достается минского гостеприимства в равной степени и мировым звездам, и самодеятельным артистам. Последним даже больше: во-первых, потому что их концерты случаются куда чаще, а во-вторых, потому что минчане никого не хотят обижать.