Электростанцию №1 минчане называли «Первой», потому что до нее электричества в городе не было. А еще – «Эльвод»: она несла минчанам не только свет, но и воду. Участок для станции был выбран неслучайно – за четверть века до ее пуска в этом самом месте, рядом с деревянным мостом, за которым начиналась заречная часть города, были пробурены тридцатиметровые водяные скважины, питавшие минский водопровод.
Фотографий того времени не сохранилось, но, скорее всего, была наша "Первая" похожа на другие паровые электростанции. Вот только судьба отличалась.
В январе 1895 года в специально построенном здании по улице Захарьевской под действием пара начала вращаться бобина, и побежавший по проводам ток разом зажег четыре сотни лампочек. Лампочки моргали, гасли, но – светили.
Всем, кроме инженера компании «Сименс», выписанного для консультаций, электростанция пришлась по душе.
Долго не проработает, - мрачно цедил немец, ковыряя ногтем шелушащуюся краску на купленном по случаю оборудовании.
Эксперт ошибся: станция тянула свою лямку и худо-бедно давала городу свет и воду.
Как в капле отражается океан, так и в истории «Эльвода» можно разглядеть историю страны. Вот как выглядят хроники первой минской электростанции.
Перед I мировой войной городские власти купили новый дизель (в газетах писали «Дизель» - уважительно, с большой буквы). Проработал он недолго и сломался. В 1918 году умную машину безрезультатно пытались починить кайзеровкие солдаты. То, что не удалось оккупантам, с помощью двух кувалд и трех волшебных слов сделали наши рабочие.
В тридцатые годы промышленность нуждалась в дополнительных мощностях. Решено было использовать местное топливо, и по трамвайым путям от Болотной станции к «Эльводу» повезли торф.
Здание электростанции было первым важным объектом, пострадавшим во время бомбежки. 22 июня 1941 года полгорода осталось без света. После ремонта электростанция стала давать ток врагам. Оттого и сама сделалась врагом.
Осенью 1943 года инженер Волчек и рабочий Тарлецкий попытались взорвать ее, но взрыв лишь слегка повредил турбину. Инженера немцы повесили на воротах электростанции. Рабочего расстреляли чуть поодаль.
В начале 1950-х вместе с насыпью для нового моста через Свислочь на десяток метров поднялся уровень Советской улицы, и электростанция ушла «под землю». А вскоре ее и вообще закрыли.
В 1956 году старый «Эльвод» передали Республиканскому Дому физкультуры.
Тысячи минчан, проходя мимо с детства знакомого здания, могли бы рассказать своим внукам про тренировки у Александра Медведя или Татьяны Самусенко, про Олега Караваева и Тамару Пресс.
Вчера могли, а сегодня – уже нет... Последняя встреча электростанции с немцами оказалась роковой.
На место в центре города положили глаз владельцы будущего отеля «Кемпински», и столетнее здание было превращено в груду камней. На них вскоре поднимется новый представитель старейшей в мире гостиничной сети. Кстати, возникшей на два года позже первой минской электростанции.
***
Еще недавно на стене электростанции висел памятный знак с надписью: «Будынак XIX ст. Прычыненне шкоды караецца па закону».
Знак потерялся среди развалин. Мемориальной доске, напоминавшей о подвиге подпольщиков, повезло больше: ее подобрали и сохранили обычные минчане.
А сайт Партизанского исполкома по-прежнему утверждает, что под этой самой мемориальной доской продолжают вручать членские билеты БРСМ, принимать в пионеры и проводить «вахты памяти».
Вот такая получилась грустная историйка. Радует в ней лишь то, что живем мы в исключительно гуманное время, когда тех, кто взрывает исторические здания не только не вешают на их воротах, но и дарят почетом и уважением.