Вернуться к Историйкам

Купальские красавицы, или Историйка о плененном вдохновении

15 марта 2011

В начале 1972 года в сквере напротив цирка еще стоял памятник дважды герою Советского Союза летчику Грицевцу, а на тянущейся вдоль проспекта аллее собирались минские хиппи или просто юноши и девушки — попеть «битлов» и попить «чернил». Милиция их гоняла, а поймав — стригла. И не было в те времена страшнее наказания, чем потеря волос! Но и таким зверским способом не удавалось изгнать лохматое племя из «Грицевца», как в то время называли сквер. Чем-то герой войны в Испании и на Халхин-Голе притягивал необузданную молодежь.

Памятник Сергею Грицевцу стоял в сквере напротив цирка – сейчас на его месте памятник Янке Купале. Фото 1961 года.

Быть может, поэтому в конце 1972 года Грицевца из сквера попросили. Вместо него на главной аллее поднялся гигантского роста Янка Купала с тяжеленной палкой в руке. В результате хиппи со своей аллеи ретировались. Однако речь пойдет не о них и не о народном поэте, а о голых девушках, возникших примерно в то же время за спиной у нового памятника.

В СССР секса не было — это всем известно. Но далеко не все знают, что не было в стране Советов и голого тела — под одеждой у советских людей всегда находилась другая одежда. Ну, в музее... ну, древние греки — это еще туда-сюда... А тут барышни, в чем мать родила, у фонтана в центре города! И вот что удивительно: разрешение на подобную вольность дала сама министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

Трудно сказать, почему она решилась на такой либерализм. Вполне возможно из-за личных добрых отношений со скульптором Анатолием Аникейчиком. От тех времен сохранилась легенда. В том же 1972 году по поводу 50-летия образования Советского Союза был организован большой культурный десант на Кубу. Возглавляла делегацию сама «Екатерина III» — так за глаза называли Фурцеву за решительность и крутой нрав. Рядом с ней постоянно видели скульптора.

Скульптор Анатолий Аникейчик на прогулке. Фото Евгения Коктыша, 1980 год

Екатерина Алексеевна Фурцева, в 1960-1974 годах – министр культуры СССР

Был он крепок, высок и бородат— и если бы не светлая кожа, то вполне мог сойти за одного из охранников Фиделя. Это да еще цепкий «художнический» взгляд, которым он нет-нет да и окидывал команданте — не зря же через год появится бюст Фиделя работы Аникейчика! — вызвали подозрение у кастровских «секьюритиз». И охранники сурово спросили скульптора, кто он такой. А тот, не смутившись, ответил:: — Вы охраняете свой объект, а я — свой. — И показал на министра культуры. Вот собственно и все. Так или иначе, город украсил фонтан с купальскими красавицами. А у минчан появилась еще одна историйка.

Минская историйка «Купальские девушки»

Скульптор Аникейчик впервые в истории советского монументального искусства запечатлел в металле и выставил на всеобщее обозрение обнаженное женское тело. Точнее, два тела. По проекту голые девушки должны были опускать венки в воду и олицетворять собой древнюю купальскую традицию. Воде надлежало падать струей из фонтана. А самому фонтану было отведено место позади памятника Янке Купале, в сквере, в самом центре города. Воплотить проект в жизнь и должен был скульптор Аникейчик.

Как водится, вначале был создан макет. Затем скульптор вылепил девушек в натуральную величину в глине. Следующим шагом должна была стать отливка. Но дело застопорилось.

Скульптор Анатолий Аникейчик

Не то чтобы у скульптора Аникейчика была тяга к натурализму, но девушки получились «в теле»: настоящие деревенские красавицы — доярки, там, или свинарки. Соответствующего размера вышли и пикантные детали. Вылепленные из глины скульптуры занимали почти целиком мастерскую, оставляя свободными лишь узкий проход вдоль стены и площадку в углу. На площадке стояли весы — обычные, для взвешивания скота.

Принимать скульптуры пришла специальная комиссия. Ее члены, увидев работу, задумались. Аникейчик был уважаемым мастером, но и девушек в таком виде выставлять не представлялось возможным. И скульптору посоветовали слегка уменьшить женские стати.

Скульптор помрачнел, но совету внял: благо, срезать особенно выдающиеся места было несложно. Излишки материала были брошены в угол, навесы.

Следом пришли исполкомовские функционеры. Они долго смотрели на девушек, посмеивались, указывали пальцами на интимные места, а уходя как-то вдруг посерьезнели и сказали, что для парковой скульптуры девушки слишком женственны. Скульптор Аникейчик выругался и швырнул на весы очередные куски глины.

Потом приходили ответственные работники министерства культуры и горкома партии, представители совета профсоюзов и ветеранских организаций, и много еще разного люда.

Говорят, что последним посмотреть на купальских красавиц приезжал сам Машеров. К тому времени девушки здорово потеряли в весе, но Петр Миронович посчитал, что диету следует продолжить.

Скульптор Аникейчик уже не ругался, он просто молча срезал глину. Гора в углу росла, скульптуры худели. К моменту, когда работа, наконец, была принята, девушки попросту превратились в двух узниц концлагеря, а весы указывали на отметку в полторы тонны.

Наверное, впервые в истории художник сумел не только материализовать, но и выразить в цифрах разницу между искусством и социальным заказом.

Фонтан «Венок» работы скульптора Анатолия Аникейчика

Ссылки

Еще несколько «Минских историек» вы найдете здесь. Следите за обновлениями на нашей странице Facebook.
Комментарии
Yanka_f
2011-03-16 10:16
Очень понравилась историйка! Спасибо :)
Ответить
Alexey
2011-03-17 15:21
Интересно было бы услышать также историю "генеральского квартала" и, в особенности, закрытого квартала из семи домов на углу Волгоградской и проспекта.
Михаил Володин
2011-03-17 16:25
Вроде бы на углу Волгоградской и проспекта особняков нет. Может быть, Вы имеете в виду ул. Суворова - ее выход на Волгоградскую?
2011-06-02 17:20
интересненько...
Ответить
2011-06-02 17:21
интересненько… спасибо!)))
Ответить
Николай
2011-06-26 19:36
Зато теперь они по стандарту сморятся. Спасибо за историю!
Михаил Володин
2011-06-26 20:09
Не было бы счастья... )) Спасибо за внимание!
Ирина
2011-10-28 16:44
Какой бесподобный стиль статьи. Смеялась до слез. Давно так от души не смеялась. Спасибочки.
Михаил Володин
2011-10-28 22:14
Ирина, спасибо, хотя я категорически не согласен со словом статья - это самая настоящая историйка! )) И еще мне хочется верить, что не один лишь этот сюжет заставил Вас смеяться.
Уладзімір
2013-06-02 17:04
Мяне больш усхвалявала частка гісторыі "да дзяўчат", бо бываў там часцяком і з дзяўчынай і без, і з хлопцамі з "чарнілам". Цудоўныя шасцідзесятыя, якія ніколі не забудуцца!
Михаил Володин
2013-06-02 20:06
Каждое поколение "грешит" сантиментами об ушедшей юности. И главные изменения все же в декорациях, а не в сути. Ну да, 60-е - "монетка", Грицевец...
ДК
2013-10-25 19:55
История о чиновниках уменьшающих модель,очень похожа на легенду... В 70-е совсем другую историю я слышал...Моделью была актриса одного из столичных театров...
Ответить
Людмила
2014-08-02 09:47
63-й год.колонки на балконе 8 этажа дома напротив Грицевца и выпускной вечер,гуляние и танцы в 5 утра и фотосъемки выпускников знаменитым теперь фотокорром
Михаил Володин
2014-08-02 11:22
Людмила, фотографии есть?
Последние историйки
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...