Вернуться к Историйкам

Потрясенный Гиннесс, или Историйка о сокровищах соцреализма

31 января 2012

Социалистический реализм - художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Большая Советская Энциклопедия

Борьба за установление и созидание социалистического общества закончилась известно чем. Вместе с ней закончилась и эпоха социалистического реализма. И здесь, как в любой другой эпохе, от трагического до смешного один шаг. Как, впрочем, и наоборот.

Кищенко и Ващенко

Кищенко и Ващенко — два замечательных минских художника. Минчане их любят, но часто путают. И не мудрено: оба родились на рубеже тридцатых годов, оба окончили художественный институт во Львове, оба — монументалисты, оба — заслуженные деятели искусств и народные художники, оба — лауреаты Государственной премии. Работы их тоже отмечены поразительным сходством. Разница лишь в том, что Кищенко выкладывает мозаичные панно на наружных стенах зданий, а Ващенко — на внутренних. Впрочем, было бы неправдой сказать, что творческие биографии художников полностью повторяют одна другую. К примеру, Ващенко был признан Академией искусств Великобритании «Человеком Года». А Кищенко не был. Зато попал в книгу рекордов Гиннесса!

Вот как это произошло.

Лет сорок назад мастер задумал создать гобелен с портретами великих людей столетия, среди которых почетное место было отведено Леониду Ильичу Брежневу. В ЦК компартии Белоруссии пообещали купить произведение искусства. К несчастью, работа потребовала слишком много времени: Брежнев не дождался ее окончания и умер. Поэтому гобелен покупать отказались. Кищенко очень переживал. Но, как известно, свято место пусто не бывает — и не только в жизни, но и на полотне. В Кремле место Брежнева занял Черненко. И в произведение искусства решено было внести изменения. Увы, и на сей раз художника подстерегала неудача. Пока ткачихи трудились над образом Константина Устиновича, он отправился вслед за Леонидом Ильичом. В ЦК мастеру посоветовали поработать над портретом Андропова. Кищенко поработал, и тот тоже умер. А дальше наступили такие времена, когда изображать политических лидеров стало немодным. И на долгие годы муза художника угасла.

— Надо ждать, наступят лучшие дни, — утешал собрата-монументалиста Ващенко. И оказался прав.

Беларусь стала независимой страной и избрала своего первого президента. Президент занял место на самом верху гигантского холста: как раз над Лениным и Эйнштейном.

Кищенко поставил последний штрих, и немедленно Гиннесс сделал соответствующую запись в своей Книге рекордов — гобелен оказался самым большим в мире. Он оказался таким большим, что в Минске для него не нашлось подходящего зала.

***

Окончание у этой историйки совсем невеселое. Александра Кищенко не стало вскоре после завершения работы над главным произведением его жизни. Сам же гобелен, признанный народным достоянием (и потому не разрешенный ни к продаже, ни к вывозу из страны), ветшает и рассыпается на никому не ведомом складе. Потому на карте его местонахождение отметить невозможно. Как и место действия историйки. Разве что вспомнив про еще одно произведение того же автора, доживающее последние дни на стене гостиницы «Турист».

***

Поставить точку в этой соцреалистической историйке можно, заметив, что ни одной картины заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии, народного художника Гавриила Ващенко в Интернете найти не удалось.

Комментарии
Михаил Володин
2012-01-31 20:40
Спасибо, Вадим! Абсолютно четкая редакторская правка. А мне - стыд и срам: за давностью лет перепутал дорогих сердцу людей )) Сережа, а ты попробуй просто погуглить - у меня сплошь интервью и портреты. А теперь возьми и сделай то же самое с любым Шишкиным. Мне кажется, интернет характеризует востребованность художника сегодня - не уровень, а именно востребованность. Саша, а я, честное слово, не знаю, надо ли спасать "Белоруссию партизанскую". Я не хочу ужаса на улицах своего города. У меня эта мозаика вызывает отвращение. По-моему, она плохо действует на людей. Как и Савицкий. Но тот в музеях - не хочешь, не смотри. А этот на улице.
Ответить
Екатерина Корвацкая
2012-02-04 16:13
Добавлю, что гобелен соткан в Борисове и после его готовности было трудно найти соответствующее по высоте место для экcпозиции. Был выбран выставочный центр-ромашка БелЭКСПО на проспекте Машерова (тогда он еще был Машерова). Большую роль в жизни Александра Кищенко сыграла его жена Нина Кухаренко, я восхищаюсь этой женщиной, ее активностью и обаянием, продолжает нести свою любовь, преданность и заботу! Будучи еще подростком я с родителями и моей сестрой по приглашению Нины Кухаренко были на выставке в БелЭКСПО. Впечатляет! Была поддержка со стороны Министерства культуры в лице Владимира Рылатко, но сейчас он уже не замминистра культуры. Очень надеюсь что гобелен века будет ЖИТЬ! :)
2012-04-14 02:03
Приятно, что есть люди, которые это понимают. Огромное вам спасибо за столь теплые слова. Обязательно их передам.
Последние историйки
Вторая попытка, или История одной любви
  Памяти искусствоведа Елены Константиновны Ресиной, от которой я...
Правительственный портной, или Историйка о глотке свободы
В тридцатые годы прошлого века Абрам Лис считался лучшим портным города. Он обшивал па...
Ученик Шагала, или Историйка об американской пенсии
Толчком к написанию этой историйки стал разговор с давнишним моим приятелем. Собственн...
Город, как лекарство, или Историйка об американском фрике, влюб...
Не могу удержаться, чтобы не поделиться минской историйкой, столь непохожей на все про...
Свист над водой, или Историйка о главной белорусской мелодии
"Многие говорят мне, что быть чужаком — это очень удобно, что чужак видит таки...
Как я мог не родиться, или История о страшном пожаре, переменчи...
Отцу, с любовью и благодарностью "У человека есть только один пу...
Minsk, I minsk you... или Историйка о современном искусстве, ан...
        За неделю до прощания с Америкой, прогулива...
Пятый кит, или Историйка о Минских братьях, научивших американц...
Когда-то я написал историйку об американской мафии. Начиналась она так: “Ам...
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...