Социалистический реализм - художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.
Большая Советская Энциклопедия
Борьба за установление и созидание социалистического общества закончилась известно чем. Вместе с ней закончилась и эпоха социалистического реализма. И здесь, как в любой другой эпохе, от трагического до смешного один шаг. Как, впрочем, и наоборот.
Кищенко и Ващенко — два замечательных минских художника. Минчане их любят, но часто путают. И не мудрено: оба родились на рубеже тридцатых годов, оба окончили художественный институт во Львове, оба — монументалисты, оба — заслуженные деятели искусств и народные художники, оба — лауреаты Государственной премии. Работы их тоже отмечены поразительным сходством. Разница лишь в том, что Кищенко выкладывает мозаичные панно на наружных стенах зданий, а Ващенко — на внутренних. Впрочем, было бы неправдой сказать, что творческие биографии художников полностью повторяют одна другую. К примеру, Ващенко был признан Академией искусств Великобритании «Человеком Года». А Кищенко не был. Зато попал в книгу рекордов Гиннесса!
Вот как это произошло.
Лет сорок назад мастер задумал создать гобелен с портретами великих людей столетия, среди которых почетное место было отведено Леониду Ильичу Брежневу. В ЦК компартии Белоруссии пообещали купить произведение искусства. К несчастью, работа потребовала слишком много времени: Брежнев не дождался ее окончания и умер. Поэтому гобелен покупать отказались. Кищенко очень переживал. Но, как известно, свято место пусто не бывает — и не только в жизни, но и на полотне. В Кремле место Брежнева занял Черненко. И в произведение искусства решено было внести изменения. Увы, и на сей раз художника подстерегала неудача. Пока ткачихи трудились над образом Константина Устиновича, он отправился вслед за Леонидом Ильичом. В ЦК мастеру посоветовали поработать над портретом Андропова. Кищенко поработал, и тот тоже умер. А дальше наступили такие времена, когда изображать политических лидеров стало немодным. И на долгие годы муза художника угасла.
— Надо ждать, наступят лучшие дни, — утешал собрата-монументалиста Ващенко. И оказался прав.
Беларусь стала независимой страной и избрала своего первого президента. Президент занял место на самом верху гигантского холста: как раз над Лениным и Эйнштейном.
Кищенко поставил последний штрих, и немедленно Гиннесс сделал соответствующую запись в своей Книге рекордов — гобелен оказался самым большим в мире. Он оказался таким большим, что в Минске для него не нашлось подходящего зала.
***
Окончание у этой историйки совсем невеселое. Александра Кищенко не стало вскоре после завершения работы над главным произведением его жизни. Сам же гобелен, признанный народным достоянием (и потому не разрешенный ни к продаже, ни к вывозу из страны), ветшает и рассыпается на никому не ведомом складе. Потому на карте его местонахождение отметить невозможно. Как и место действия историйки. Разве что вспомнив про еще одно произведение того же автора, доживающее последние дни на стене гостиницы «Турист».
***
Поставить точку в этой соцреалистической историйке можно, заметив, что ни одной картины заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии, народного художника Гавриила Ващенко в Интернете найти не удалось.