В каждом уважающем себя городе должен быть цирк. В Минске циркачи впервые появились в 1853 году. Ровно сто лет они мыкались со своим шапито по всему городу, а на сто первый город решил построить для них зимний манеж. Циркачи радовались, но недолго: зданию уготовили место чуть не за городской чертой, в Заводском районе. И стоять бы ему рядом с нынешней станцией метро «Могилевская», если бы не вмешалась обожавшая все, что связано с цирком, певица Лариса Помпеевна Александровская.
Н.С.Патоличев и Л.П.Александровская
Она явилась на прием к тогдашнему партийному боссу Патоличеву и прямо спросила: — Николай Семенович, вы в детстве любили цирк? — Конечно! — ответил главный белорусский коммунист, не понимая, куда клонит собеседница. — Так давайте будем, как дети, — просто сказала Лариса Помпеевна. — Я хочу, чтобы цирк построили рядом с моим домом! Жила знамениая певица (и, что немаловажно, кандидат в члены ЦК!) «через скверик», на Захарова. И Патоличев согласился. В результате в 1959 году цирк открылся на том самом месте, где и сейчас стоит, и родителям не приходится возить детей за счастьем через весь город. А десятью годами позже произошел случай, о котором так любят вспоминать старые минчане.
За год до первого представления
Шло представление, посвященное 50-летию советского цирка. На арене был установлен бюст вождя, в центральной ложе сидели партийные руководители — все, как полагается. Кроме цирковых артистов, выступить на празднике были приглашены многие белорусские знаменитости. Оперный певец Чернобаев должен был исполнить «Серенаду Дон-Кихота». Бравурная музыка композитора Кабалевского как нельзя лучше подходила к торжственному событию! Изюминка заключалась в том, что петь знаменитый бас захотел сидя верхом на белом коне. Все шло нормально до того момента, пока Чернобаев не поднес микрофон ко рту. Услышав пение, конь принялся пританцовывать и вращаться вокруг своей оси. — Ля-ля-ля-ля-ля-ля-а-а! — с пафосом выводил певец. И, высоко поднимая согнутую в колене ногу, в такт музыке радостно гарцевал конь. «Серенада Дон-Кихота» Д.В.Калмановского в исполнении Муслима Магомаева. Поначалу все — и зрители, и артисты — решили, что так и нужно: в цирке лошади часто танцуют. Разобрались что к чему, лишь когда конь совершенно запутался в микрофонным шнуре. Глаза животного были полны ужасом. Еще страшнее выглядел певец. Свесившись на сторону и едва удерживаясь, чтобы не упасть, он, несмотря ни на что, продолжал петь сдавленным голосом о своей любви к Дульсинее.
Певец Виктор Чернобаев
Голос Чернобаева приводил коня в бешенство. Стреноженный и совершенно обезумевший жеребец пытался разом сбросить седока и освободиться от пут. Чернобаев был плохим наездником, зато шнур запутался отменно. И когда конь понял, что вырваться не удастся, он жалобно заржал, и густая струя газов в смеси с дымящимся конскими навозом ударила в бюст вождя. Ария Чернобаева была спета. Зал трясся от хохота. Публика восприняла выступление певца как виртуозную клоунскую репризу. Добавлял веселья происходящему висевший над ареной кумачовый плакат с надписью: 50 ЛЕТ СОВЕТСКОМУ ЦИРКУ!
Цирк сегодня