Вернуться к Историйкам

Особенности национального строительства, или Историйка о Вавилонской башне

20 ноября 2011

Одни историйки приходят готовыми — бери и раскрашивай цветными карандашами, где надо усиливая акценты, где надо растушевывая минувшее. А другие тянутся, как бесконечная сказка Шахерезады, обрастая, что ни год, новыми подробностями. Историйка о «самом большом» театре возникла четверть века назад и в то время казалась вполне законченной. Вот как она выглядела.

Самый большой театр

Году примерно в 32-м, в самый разгар сталинского классицизма, надумал ленинградский архитектор Лангбард построить в Минске театр оперы и балета. Под белорусский храм искусств выделили изрядный кусок земли на Троицкой горе, в самом центре города. Архитектор, как принято, начал с проекта. Он склонился над кульманом, и на ватмане остался эллипс театрального здания.

Архитектор Иосиф Лангбард — создатель Белорусского театра оперы и балета

Проект обсудили в союзе архитекторов, в горисполкоме, в ЦК КПБ и в прочих заинтересованных организациях. Все остались довольны проектом, и все согласились, что следует послать его на согласование в Москву. Во времена сталинского классицизма так было принято. В Москве проект тоже понравился. Театр получался массивным и устойчивым, как того требовали веяния времени, и одновременно — замысловатым и таинственным, похожим на тюрьму, что тоже было времени не чуждо. Такой проект не мог не понравиться! Но случилось непредвиденное. Кто-то в советской столице скрупулезно пересчитал площадь будущего театра и изумился: белорусский оперный был на ;сотню квадратных метров больше, чем Большой... Больше, чем Большой! Вы только вдумайтесь и на секунду представьте себе, что подобное вдруг произошло. Тотчас же рухнула бы вся советская иерархия. Ибо все самое-самое — большое, красивое, умное — должно было обитать в Москве. А никак не в Минске. Итак, выбора не было: белорусскому театру предстояло стать меньше. И эллипс перестал быть эллипсом. Архитектор Лангбард не нашел иного способа подогнать площадь театра до нужного размера, кроме хирургического: в пространстве за сценой, был срезан кусок здания в искомую сотку, а число кресел было уменьшено с двух с половиной до полутора тысяч. После чего, проект стал еще более загадочным. Таким же получился и сам театр.

Трехъярусный «зиккурат» театра — пожалуй, самое таинственное минское здание

***

Вот эта мрачная загадка и стояла десятилетиями в виде могучего вопросительного знака, примерно на том месте, на фронтоне, где сейчас стоит тщедушный Аполлон. Откуда взялся столь странный даже для того времени проект? В архитектуре ничто не возникает из ничего. Начиная с конца 20-х годов, СССР стремительно укреплял свою мощь. Стране нужен был новый символ. Таковым было выбрано здание Дворца Советов. По замыслу блистательного Бориса Иофана, Дворец должен был стать самым высоким строением в мире. Новая Вавилонская башня — вот чем виделся кремлевскому «отцу народов» дерзкий проект с гигантской статуей Ленина на верхушке. Бог был сброшен с небес еще до начала строительства «безбожной башни»: чтобы расчистить место для 420-метрового «идола», в Москве взорвали Храм Христа Спасителя. С начала 30-х годов вся страна работала на собственный символ. А тот, еще не построенный (он никогда и не будет построен!), уже диктовал моду в архитектуре.

Так выглядел проект Дворца Советов архитектора Бориса Иофана

На этом фоне строительство театра в Минске было делом частным и второстепенным. Плоский «конструктивистский» проект Георгия Лаврова, поначалу выиграв конкурс у остальных претендентов, уже через два года был отвергнут, как не отвечающий моде, и заменен «зиккуратом» Лангбарда. В столице такая башня показалась бы ничтожной, а для провинции была в самый раз.

Один из проектов театра Иосифа Лангбарда

К середине 30-х строительство Дворца Советов в Москве практически заморозили. В 1937 году руководитель строительства был расстрелян. В который уж раз дерзость людская была наказана, и символ ее остался нереализованным! Иное дело — небольшая и не слишком дерзкая башня, соответствовавшая белорусскому характеру. Силы небесные ничего не имели против ее строительства, и к концу 1937 года здание на Троицкой горе было завершено. Оставались отделочные работы. При внимательном взгляде на проекты двух сооружений не покидает мысль, что театр в Минске— единственная реализованная часть так и оставшегося на бумаге московского «монстра».

Спрятанный в проекте московского Дворца Советов минский театр

Отсюда и возник миф о том, что изначально на крыше здания в Минске, по аналогии с московским, должна была стоять статуя — только не Ленина, а Сталина. И что не поставили ее лишь из-за запрета военных: была бы видна с находившейся всего в 40 километрах границы с Польшей.

***

Историйка о строительстве Белорусского театра оперы и балета в деталях иллюстрирует разницу в характерах «двух братских народов». В отличие от русских, белорусы не размахивают руками, сотрясая небеса, не пускают кровь ближним, пытаясь изменить миропорядок. Да, наши «вавилонские башни» соразмерны нашим порывам. Зато мы умеем доводить их строительство до конца!

Комментарии
CityCast #76: Большой | CityCast
2011-11-25 09:06
[...] вот новенькая историйка о Большом театре от Михаила Володина! Из нее вы узнаете о том, как театр [...]
Ответить
Andrew Starostin
2011-12-08 10:48
А Вам не кажется что нижняя часть Дворца Советом очень похожа на.....? (ответ Дворец Республики)
Ответить
Айседора Дунканович
2011-12-13 08:38
А от куда всё же взялся "тщедушный Аполлон"? -- он же "Мальчик с бубликами". На варианте проекта, показанном Вами, его нет.
Михаил Володин
2011-12-30 22:18
Отчего же нет? Как раз над фронтоном что-то черное белеется - он и есть. Так во всяком случае решили через 3/4 века. И поставили. С кузами вмупе, т.е. с музами вкупе.
Natalia Rudzina
2012-03-02 14:22
Владимир Шарков То, что уцелели здания, которые были использованы немцами для своих нужд,, так это те крепкие, которые уцелели и после их бомбежек,, не обольщайтесь....
pryvid
2012-08-30 11:46
забудзьцеся на саўковую прапаганду. большую частку сцалелых дамоў у 40-50 гг. зьнесьлі саўкі дзеля таго, каб пабудаваць "горад-сонца" :(
Последние историйки
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...