Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так перекручивают жизненные сюжеты, что невольно начинаешь подозревать их в подражании бульварным романистам. И касается это не только судеб человеческих, но и самых простых вещей. Взять хотя бы бюстгальтер — по-старому, лифчик, или, по-новому, бра… Казалось бы, что у него может быть общего с цирком? А вот есть! Во всяком случае у минского бюстгальтера с минским цирком...
Француженка Эрмини Кадоль, создательница первого запатентованного бюстгальтера
Официально бюстгальтер появился 3 сентября 1889 года, когда француженка Эрмини Кадоль получила патент на его изобретение и немедленно отправила свое изделие в качестве экспоната на Всемирную выставку в Париже. Неофициально же приспособление для фиксации, укрытия и украшения женской груди существовало, конечно, и раньше. Не имея возможности путешествовать во времени, я немало этого самого времени провел в местах, где жизнь сохранилась чуть ли не в первозданном виде. Так вот жительницы майянских селений в Северной Америке или сборщицы риса в Южном Таиланде нередко используют широкие ленты, как у древних римлянок на античных амфорах. А вот девушки племени бонда в Восточной Индии вместо лент прикрывают грудь бусами. Естественно, и ленты и бусы в патентах не нуждаются. Но и бюстгальтер Эрмини Кадоль, хоть и был запатентован, радикально отличался от моделей, которые женщины носят сегодня. Выпускался он всего в двух размерах и имел множество неудобств.
Девушки племени бонда прекрасно себя чувствуют в «бюстгальтере» из бус
Дизайн современного бюстгальтера разработала наша соотечественница Ида Розенталь. Ида родилась в Ракове, но на белорусской земле прожила лишь первые восемнадцать лет. В то время она носила фамилию Каганович. В 1904 году, отправившись в Америку, девушка осела в Нью-Джерси, устроилась на работу швеей, вышла замуж за своего земляка Вилли Розенталя и после свадьбы взяла фамилию мужа. Под ней и получила мировую известность.
Ида Розенталь — маленькая великая женщина за работой
В 1922 году супруги Розенталь открыли фирму по производству дамского белья с броским названием Maidenform Brands Inc. В отличие от Эрмини Кадоль и ее последователей, стремившихся туго запеленать женщину и придать ей, как тогда говорили, «мальчиковый силуэт», супруги Розенталь ставили целью не сгладить прекрасные формы, а, наоборот, подчеркнуть их. Собственно, Maidenform как раз и означает «девичья форма». Бра с двумя чашками, разделенными эластичной тканью и регулируемой застежкой на спине, впервые начала выпускать именно компания Maidenform Brands Inc. Помимо этих новшеств, Ида Розенталь разработала для своей продукции таблицу размеров — те самые, от №1 до №9, которые используют до сих пор во всем мире. Она считала, что бюстгальтер должен дарить своей хозяйке чувство комфорта и одновременно подчеркивать красоту ее тела. Так и получилось. Но... не везде.
Рекламная кампания Maidenform Brands. I dreamed… (Мне снилось, что я — играла в шахматы... была в розыске… сбила все кегли — и все это в бюстгальтере Maidenform)
В СССР искренне верили, что жизнь советского человека, как песня, и в этой песне «первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки потом». В общем-то, так оно и было: технике (в особенности военной) в СССР уделялось куда больше внимания, чем представительницам прекрасного пола. Через два года после полета Гагарина, посетивший Москву французский певец и большой друг Советского Союза Ив Монтан зашел на выставку нижнего белья и настолько впечатлился увиденным, что скупил в столичных магазинах чуть ли не весь ассортимент женских трусов и лифчиков. Переправив добычу во Францию, он устроил вернисаж, позволивший парижанам заглянуть под юбку советским женщинам.
Глядя, на эти снимки, чувствуешь себя «немного французом» середины прошлого века.
Кажется, именно та парижская выставка заставила советскую власть иначе посмотреть на панталоны с начесом, семейные трусы, линялые лифчики и прочие интимные принадлежности строительницы коммунизма.
И что-то начало сдвигаться…
В Москве готовилась к выпуску белья с синтетическими добавками фабрика «Черемушки», в Минске возникла экспериментальная лаборатория по разработке новых моделей.
Наступала хрущевская оттепель. В воздухе пахло весной, с крыш капало, и даже до самых замшелых ретроградов начало доходить, что носить зимние рейтузы в теплое время года негоже. Нужно что-то полегче...
В 1957 году в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В конце июля, как по взмаху волшебной палочки, столица СССР заполнилась молодыми людьми в таких «прикидах», какие в Стране Советов отродясь не видывали. Следом за Фестивалем потянулись Конгресс моды с нарядами Дома Dior, Московкий кинофестиваль с участием фантастических Джины Лоллобриджиды и Элизабет Тейлор и другие международные мероприятия, ненавязчиво показывавшие советским людям, что прогресс — это не только запуск двух несчастных собак в безвоздушное пространство, но и красивая одежда, удобная обувь, воздушное белье.
Модели Christian Dior покоряют Москву
Впрочем, лучше всех в том же 1957 году на пленарном заседании ЦК КПСС эстетику нового времени сформулировала «хозяйка Москвы» Екатерина Фурцева. С присущей ей резкостью она заявила: «Каждая советская женщина имеет право на красивый бюст!»
И депутаты — в подавляющем большинстве мужчины — с готовностью согласились. Подразумевалось, что для того, чтобы бюст был красивым, нужен красивый бюстгальтер. Сидевший в президиуме Хрущев согласно кивнул головой.
В начале 1958 года Никита Сергеевич отправился на отдых в Минск. Это был первый визит Хрущева в наши края. В программе пребывания в БССР с 19 по 23 января первый секретарь ЦК КПСС планировал поучаствовать в республиканском совещании передовиков сельского хозяйства, побывать на автомобильном и тракторном заводах, посетить передовые колхозы и по традиции выступить перед гражданами с речью о международном положении и о борьбе самогоноварением, как одной из причин пьянства. Это официально, а неофициально — еще и поохотиться в Беловежской пуще.
Все шло по плану, пока, проезжая мимо строящегося цирка, Хрущев не задал вопрос первому секретарю ЦК белорусской компартии Мазурову.
Ох, в неудачное время проехал Хрущев мимо цирка...
— Это что за здание? — спросил высокий московский гость.
— Цирк заканчиваем… — лаконично ответил белорусский руководитель.
Надо заметить, что белорусский цирк должен был стать лучшим в СССР, и при этом, что опаздывали с завершением его строительства чуть не на два года. Хрущев, словно что-то вспомнив, поднял кверху указательный палец и сказал:
- Ты, Кирилл Трофимович, с цирком-то заканчивай. Год тебе сроку. Приеду, соберу всех твоих клоунов и покажу такие фокусы с исчезновениями, что ахнете!
Сказал и бросил на Мазурова мирный, даже какой-то ласковый взгляд. Но палец при этом не опустил.
Строящееся здание цирка (1957)
Визитом Хрущев в целом остался доволен и город хвалил, почему-то напирая на то, что Минск поразительно похож на Ленинград. Мазуров же продолжал думать о недостроенном цирке и об обещанных фокусах.
Через год, как и обещал, Никита Сергеевич снова появился в Минске. На сей раз не на отдых — по делу: приехал вручить республике орден Ленина за восстановление разрушенного в войну народного хозяйства и по случаю 40-летия образования БССР. Вспомнил про цирк, и услышав, что уже продаются билеты на первое представление, весело сказал: вот и хорошо, обойдемся без фокусов.
И обошлись. Правда, торжественное заседание провели не в цирке, а в Оперном театре, там же вручили орден.
А фокусы все-таки были.
В течение всего 1958 года строители «гнали» цирк — и снаружи, и внутри. Работали монтажники, электрики, столяры, маляры, штукатуры… И каждый день звонили из ЦК, и приходили с проверками из министерства, и накручивали, кричали, угрожали... До поры все шло без неожиданностей. Споткнулись на теплоизоляции: нужны были новые синтетические материалы, а их не было. Вернее, были — но на складах, уже разобранные другими предприятиями. Распределяли дефицит союзные министерства по предварительным заказам министерств республиканских, белорусская квота на 1958 год была вычерпана до дна. Надо было перераспределять, искать заначки внутри республики, отменять ранее изданные распоряжения, убеждать директоров отказаться от уже полученного, применять силовые методы. Иначе говоря, предстояло назначить жертву… Жертвой, как это часто бывает, стала женщина. А точнее, все белорусские женщины.
Строительство первого белорусского завода химволокна в Светлогорске — начало решения «синтетической» проблемы (конец 1950-х)
Пройдет несколько лет и в Беларуси появятся свои искусственные волокна. А пока столь необходимые синтетические материалы нашлись на складах фабрики имени Фрунзе. Не знаю, кому пришла в голову неординарная мысль использовать нижнее белье для нужд цирка — пусть и самого лучшего в СССР, но так или иначе в начале лета на фабрику пришел приказ передать всю имеющуюся синтетику строителям.
И пошло-поехало... Отгружали все подряд: волокно, ткани, заготовки сохранявших форму бюстгальтеров и воздушных по меркам того времени трусиков, полуфабрикаты и прошедшие ОТК изделия. На грузовиках доставляли добычу в строившееся здание на углу тогдашнего проспекта Сталина и улицы Янки Купалы, передавали специалистам — те использовали предметы женского туалета в отведенных местах и при этом нервно посмеивались: где это видано, использовать для теплоизоляции женские прибамбасы!
Посмеивались, но работали...
С начала нашей историйки прошло больше века. За это время герои повествования претерпели немалые изменения: компании, основанные Эрмини Кадоль и Идой Розенталь, существуют по сей день, но продукция Maidenform Brands Inc. рассчитана на массового покупателя, а Дом Cadolle создает роскошное «штучное» белье.
Продукция Cadolle и Maidenform — век спустя
Предприятие «Черемушки», стоявшее у истоков «интимной революции» в СССР, продолжает работать под тем же именем. А фабрика имени Фрунзе, многажды сменив название, превратилась в любимую не только белорусками, но и женщинами многих стран мира «Милавицу».
Фурцева в конце жизни попала в немилость сначала к Хрущеву, а потом и к Брежневу. Но минчане вспоминают Екатерину Алексеевну с благодарностью. В особенности, когда смотрят на фонтан «Венок» в парке Янки Купалы: если бы не она, прекрасные купальщицы плескались бы не обнаженными, а облаченными в те самые знаменитые советские бюстгальтеры и трусы с начесом «имени Ива Монтана».
Хрущев не случайно грозил пальцем Мазурову: отношения у партийных лидеров складывались непросто. Пару раз белорусский руководитель был на грани увольнения, но в результате неожиданно уволили Хрущева.
Цирк в Минске открылся 11 февраля 1959 года, через месяц после второго визита первого секретаря ЦК КПСС в наш город. Полвека акробаты и клоуны, дрессировщики и гимнасты, наездники и, конечно же, фокусники дарили радость зрителям. Но в сентябре 2008 года любимое здание закрылось на реконструкцию.
Реконструкция минского цирка
Говорят, что во время ремонтных работ были обнаружены многие пропажи прежних лет. Ходили слухи, что нашелся даже сбежавший за год до этого дрессированный крокодил! Впрочем, минчане в большинстве своем не слишком легковерны и в крокодиле усомнились. Существовала ли та рептилия на самом деле или ее выдумали изобретательные минские экскурсоводы, достоверно не знаю. Но скажу с полной ответственностью, что наделавший шуму крокодил — мелочь пузатая в сравнении с найденными в милом минчанам здании сотнями лифчиков и прочих очаровательных женских подробностей. Можете себе представить, как были потрясены рабочие! Не стану пересказывать пикантные подробности их разговора, хотя бы потому что сам слышал его в пересказе. Замечу только, что посмотреть на удивительную находку подошел старый униформист, покачал головой и сказал:
- Нечему удивляться. Богема — она и есть богема. А уж циркачи… Вся наша жизнь — цирк!
Сказал и с видом старика Шекспира удалился туда, где в обычное время должен был висеть занавес.
Борема — она и есть богема. Вся наша жизнь — цирк!