Вернуться к Историйкам

Письма из Ямы, или Последний день гетто

23 октября 2017

Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожения фашистами Минского гетто. Наверняка, многих из тех, кто на снимках, уже нет в живых: уходят последние узники, уходят те, кто выжил, пройдя через зверства концлагерей и пожары войны, уходят современники страшной эпохи, которую впору назвать адом на земле. И остаются воспоминания.

Вот некоторые из писем, - сотая их часть! - пришедших в ответ на публикацию "Черного обелиска". Пусть они напомнят живым о тех, кто навечно остался лежать в минской Яме и в других Ямах, разбросанных по нашей земле. И пусть живые напишут о своих близких, чтобы те не ушли бесследно.

***

«Спасибо всем, кто приходит к Яме почтить память, поклон вам от всех нас, разбросанных по всему миру! ... Я родилась в Минске, жила в самом центре, рядом с Круглой Площадью. Мой отец был коренным минчанином. Он столько интересного рассказывал о довоенном Минске. Война его застала в Риге, где он служил. Все его родные, оставшиеся в Минске, погибли. Нам точно известно, что моя бабушка, мама отца, была среди тех, кто погиб 2-го марта 1942 года на этой самой „Яме“. Об этом отцу рассказали чудом уцелевшие и бежавшие из гетто знакомые семьи моего отца. Поэтому про Яму я знала с самого детства. Помню как мы с папой ходили туда. Последний раз 9-го мая я была там в 1986 году. Было много людей, и конечно, милиция. Запомнилась белая милицейская машина из которой гремела музыка. Какие-то молодые ребята очень смело предложили её перевернуть... Через год я уехала. В 1994 году, уже с маленькой дочкой я приехала в Минск. Был конец февраля, и как раз к годовщине гибели гетто, я с ней пошла на Яму. Моя дочка, хоть и родилась за границей, хорошо знакома с этой историей, т.к. мы ей дали имя погибшей бабушки, для неё прабабушки. В каждой еврейской семье есть своя история, и я считаю важным передавать её из поколения в поколение. И ещё, можно и имена погибших собрать. На Чёрном обелиске есть только цифра, одна из этих пяти тысяч — Хэйман Эстер, моя бабушка.» Марина

***

«Для моей матери Яма была не просто памятником жертвам Холокоста, а надгробьем на могиле школьных подруг. Отцу напоминала о его родителях, убитых фашистскими нелюдями в местечке Хватовка, вблизи Чаус. Сам я приходил к Яме еще тогда, когда ее оцепляли кордоном милиции и митинг проходил под оглушающее звучание бравурных песен из специально привезенных акустических систем, так что слов ребе, читавшего кадиш, не было слышно. Ныне в день памяти гетто кадиш читают хасидский и ортодоксальные раввины, к Яме приходят ученики школы с изучением иврита, делегаты от еврейских общин из многих стран. Но все меньше становиться тех, кто чудом или благодаря Праведникам избег гибели на этом роковом месте...» Болдмен

***

«Двенадцатилетняя дочь моей двоюродной бабушки, дважды спасалась в расстрелах Минского гетто. Убил её полицай, муж их довоенной домработницы. ... Девочку звали Марита (Маргарита), Мать девочки была военнообязанная и была мобилизована в первые часы объявления войны. Отец девочки наивно верил, что немцы „культурная нация“, не успел или не захотел бежать и был расстрелян первыми фашистами, которые ворвались в его дом. Ещё могу, добавить, что одна из моих тёток с дочкой были спасены белорусами и прожили всю войну в деревне, рядом с концлагерем Тростенец. Спасибо этим людям. Наши семьи отвечали им добром за то, что они сделали.» Наталия
 

***

«Я отношусь к молодому поколению конца 70-х и мы посещали Яму регулярно на день 9-го мая, будучи школьниками и студентами, поклониться всем невинным жертвам, и собирались там не только те, кто хотели уехать или уезжали за границу. Мы — молодежь, шли туда для повышения самосознания и самооценки и тогда не знали, что со временем большинство евреев окажется за границей. Большое спасибо всем тем, кому удалось тогда отстоять, а сегодня — сохранить этот мемориал. Я хорошо помню и знала того самого старичка, который вёл этот митинг, под заглушающую его речь музыку патриотических песен и в окружении молодых ребят, которые защищали его от милиционеров. Я считаю,что нужно назвать его имя, так как он смелый человек, который делал это из года в год, несмотря на то, что его каждый раз предупреждали представители органов безопасности... Для меня он тогда был просто сосед, а сегодня я понимаю что это был настоящий ребе, который учил. Его звали Шмая Семёнович Горелик.» simkin natalia

***

«Вся территория бывшего Минского гетто полна Ям больших и маленьких. В 50-х мы жили в старом доме на Опанской улице. Угол садика, с большим кустом сирени, был огорожен оградой из старых ржавых кроватей. Соседка белоруска рассказывала, что там была расстреляна и похоронена группа гамбургских евреев. Откуда эти сведения у неё не знаю. Большая братская могила находилась на старом кладбище на Сухой улице. Там были расстреляны тысячи, там же хоронили убитых и умерших в гетто. Памятника там не было, а был кусок жести на столбике. К середине 60-х он полностью заржавел, текст был нечитаем. Инициатором привести могилу в порядок был Благословенной памяти Шая Горелик. Неутомимый, несмотря на возраст, он где-то раздобыл лист из нержавеющей стали. Лист покрыли асфальтовым лаком и на нем я серебрянной краской написал составленный Гореликом текст на двух языках русском и идиш. Старая проржавленная доска была заменена. А в семидесятых Шая стал активным преподавателем Иврита который он хорошо знал. Ещё раз хочу помянуть добрым словом этих пожилых людей Ш.Горелика, Л.Гринблата (получил в 1968 год тюрьмы за распространение Сионисткой литературы), Овруцкого и других. Прожившие всю жизнь с мечтой о Сионе, осуществить её не смогли....Вечная память им. Сейчас на месте кладбища стадион или парк, я не был в Минске с 1971 года. Если кто то хочет найти место братской могилы,это примерно 100 м прямо от старого главного входа, а затем 80 м направо.» Ицхак Житницкий

***

«Мои прадед и прабабушка погибли в гетто в одном из многочисленных погромов в ноябре 1942. В Яме ли они или где-то еще сгинули — никто не знает. Зато известно имя женщины, которой обязана жизнью их дочь, моя бабушка, а значит и моя мама, и я, и моя дочь, и ее будущие дети... Лидия Постревич (или Пастревич?) летом 1941 года помогла сделать аусвайс своей подруге, Эстер (Эсфирь) Тышлер, на имя Софьи Васильевны Зайцевой. С этим документом моя бабушка могла больше года оставаться за пределами гетто, носить еду своим родителям, помогать подпольщикам, сохранить у свекрови двоих детей. Несмотря на документ и не явно еврейскую внешность, опасность оставалась, на улице Эстер узнала соседка и выдала полицаям. Из тюрьмы ее за фамильное золото выкупила русская свекровь, моя прабабушка, у нее на руках оставались двое маленьких внуков, моя мама и ее брат. Эстер, несмотря на риск снова быть опознанной как еврейка, до конца пыталась спасти своих родителей или хотя бы поддержать их, передавая с трудом добытую еду за колючую проволоку. После того, как в конце ноября 1942 она вошла в дом, где оставались ее мама и отец, и нашла перевернутый стул, на столе отцовские очки, записную книжку и один его сапог на полу, стало ясно, что Рахили и Якова Тышлер больше нет...» Татьяна Шиманская

***

«Я с 1959 г.р., коренной минчанин. Помню Яму лет с 8, когда каждые выходные жил у бабушки на Хлебной и бегал на базар за семечками и к родственникам на Зелёный переулок. Хорошо помню и саму Яму — от её тогдашнего вида и до сегодняшних дней. Помню и сборы на Яме — мы там собирались на 9 мая. Я работал одно время на Радиаторном заводе и от нашего завода туда посылали дружинников 9 мая, якобы „охранять“ — только непонятно что и от кого. На что я всегда отвечал, что и так там буду. Я никогда до этого не видел столько евреев в одном месте, как на Яме. И очень этим гордился. Как, наверное, и все мы. В 1982, когда мы женились, мы ездили на Яму возлагать цветы. С 1989 живём в Чикаго — уехали, как и большинство из нас. Но каждый раз, когда еду в Минск, иду на Яму. Память бесценна.» Эдуард Эпштейн
На Яме сегодня. 23 октября 2017 года. Фото Елены Кулевнич
«В каждой еврейской семье есть своя история, и я считаю важным передавать её из поколения в поколение. И ещё, можно и имена погибших собрать. На Чёрном обелиске есть только цифра, одна из этих пяти тысяч — Хэйман Эстер, моя бабушка.» Это цитата из первого письма в этой публикации. В ней первое имя. Пусть добавляются имена, пусть неизвестные становятся известными, а забытые - теми, о ком помнят.

В публикации использованы оффорты Лазаря Рана из серии "Минское гетто"

Комментарии
борис ламаский
2022-05-16 14:36
у каждой еврейской семьи есть своя яма в 1942 году приеxали в местечко печищи местные помощники немцев и в феврале месяце 1942 год зверски убили 120 евреев детей стариков женщин все евреи жители деревни печище гомельской области каждый год оставшие в живыx фронтовиков мы правнуки убитыx продедушек пробабушек убитыми местными убийцами и гитлеровцами создали и установили памятник 2 ое воскресенье августа каждого года с территория советского союза приезжали поклонится убитыx евреев- нелюдями
Ответить
Последние историйки
Вторая попытка, или История одной любви
  Памяти искусствоведа Елены Константиновны Ресиной, от к...
Правительственный портной, или Историйка о глотке свободы
В тридцатые годы прошлого века Абрам Лис считался лучшим портным города. Он обшивал па...
Ученик Шагала, или Историйка об американской пенсии
Толчком к написанию этой историйки стал разговор с давнишним моим приятелем. Собственн...
Город, как лекарство, или Историйка об американском фрике, влюб...
Не могу удержаться, чтобы не поделиться минской историйкой, столь непохожей на все про...
Свист над водой, или Историйка о главной белорусской мелодии
"Многие говорят мне, что быть чужаком — это очень удобно, что чужак видит таки...
Как я мог не родиться, или История о страшном пожаре, переменчи...
Отцу, с любовью и благодарностью "У человека есть только один пу...
Minsk, I minsk you... или Историйка о современном искусстве, ан...
        За неделю до прощания с Америкой, прогулива...
Пятый кит, или Историйка о Минских братьях, научивших американц...
Когда-то я написал историйку об американской мафии. Начиналась она так: “Ам...
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...