Вернуться к Историйкам

Музей ничьего имени, или Историйка о народной памяти

18 февраля 2014

Храм Марии Магдалины был построен на Сторожевском кладбище в 1847 году. При советской власти его превратили в склад, но в отличие от других культовых сооружений приспособили не под удобрения или стройматериалы, а под архив кинофотодокументов. Это помогло ему сохраниться и дойти до горбачевской перестройки, пусть без куполов, но в хорошей форме.

В 1990 году он стал первым храмом в истории советской Белоруссии, который вернули верующим. И произошло это воистину чудесное событие, понятное дело, по воле Божьей, но еще и благодаря... выборам.

Церковь Св. Марии Магдалины. 1903 год

Церковь Св. Марии Магдалины. 1903 год

В конце 1980-х белорусам казалось, что впереди — новая жизнь. Несмотря на все старания власть предержащих, республика бурлила и вот-вот должна была закипеть. Весной 1990 были назначены выборы в Верховный Совет БССР. Здесь-то и ожидались главные сражения. Впервые с 1917 года можно было голосовать не только за коммунистов, но и за антикоммунистов. Это было ново и вселяло надежды.

Сама предвыборная кампания напоминала вальс. На каждом избирательном участке среди дюжины кандидатов имелась главная пара: один, как правило, был от номенклатуры, второй — от демократических сил. Вцепившись друг в друга мертвой хваткой и расталкивая всяческую «шелупонь», фавориты уверенно вальсировали в направлении второго тура. Впрочем, если кому-то удавалось сделать партнеру подножку, то и выходил он в финал в одиночестве.

Где-то кружился только недавно раскопавший Куропаты Зенон Позняк. Неподалеку отплясывал будущий председатель Верховного совета Станислав Шушкевич. Самозабвенно оттаптывал ноги соперникам выделявшийся богатырским телосложением Геннадий Карпенко...

Ах какие это были танцы!

Демонстрация начала 1990-х в Минске

Демонстрация начала 1990-х в Минске

На Сторожевке из шестнадцати зарегистрированных в округе кандидатов главную пару составляли митрополит Минский и Слуцкий Филарет и публицист (а по совместительству владелец первого частного белорусского издательства «Полифакт») Евгений Будинас.

Поначалу, правда, считалось, что «танцует» в округе один митрополит, но после того, как публицист написал страстное письмо о роли церкви в тогдашней белорусской жизни, в круг вошел и он. И вот ведь что удивительно: когда стало ясно, что Будинас стремительно догоняет Филарета, атеистическая белорусская номенклатура, глазом не моргнув, поддержала верховного священнослужителя! В момент решающей схватки за избирателей партийное начальство дало добро на возвращение Марии Магдалины верующим, и жители Сторожевки, давно уже этого добивавшиеся, радостно проголосовали за митрополита. Что, однако, не помешало им в разговорах долго еще называть отвоеванный храм «церковью имени Будинаса».

Церковь Св. Марии Магдалины сегодня

Церковь Св. Марии Магдалины сегодня

Результат тех давних выборов имел неожиданные последствия. Раздосадованный публицист, отойдя от политики, направил свою необузданную энергию на строительство этнографического музея. С яростью ребенка, у которого отобрали любимую игрушку, Будинас выстраивал вокруг собственного загородного дома то, чему со временем надлежало стать самой известной белорусской достопримечательностью. Он прокладывал дороги, проводил линии электропередач, возводил музейные и сельскохозяйственные строения... А по завершению работ поставил на холме — вместо восклицательного знака — самую большую в стране ветряную мельницу. На весь этот «ветер» Будинас в течение многих лет спускал деньги, заработанные издательством. Музей ему казалось важнее.

Сегодня детище Будинаса в мире известно под именем Дудутки.

04.

История, как ей и положено, ходит по спирали. А историйки любят симметрию.

В 2009 году в Дудутках построили новую церковь. Освятить ее приехал когдатошний соперник Будинаса на выборах.

Походив по музею-заповеднику, владыка Филарет сказал:

Только в единомыслии и единодушии можно было достигнуть тех высот профессионализма, который в Дудутках проявляется во всём... Это не просто музей, это живая народная память.

Прозвучало иронично. Особенно насчет памяти.

... Вертится мельница, полыхают печи для обжига горшков, капает любимый народом напиток из самогонного аппарата, стоят на приколе старинные автомобили (и среди них, мой — яркий, как восходящее солнце, «фольксваген-жук», когда-то выбранный для меня Будинасом в Австрии, а потом чуть не насильно выкупленный им же для музея).

Вон там, посередине, стоит наш с Будинасом «жук»

Вон там, посередине, стоит наш с Будинасом «жук»

«Жук» стоит, а Будинас ушел.

Он умер в 2007 году и похоронен под елью, рядом со своим домом, с которого и начались Дудутки. В музее — суета и шум, а здесь тихо. Никто из тысяч экскурсантов, посещающих уникальное место, не заворачивает к могиле, чтобы положить цветы. Нигде нет мемориальной доски с упоминанием имени создателя музея-заповедника. Даже на сайте музея — о Будинасе ни слова.

Вот такая народная память. Агнозия, апраксия, афазия?

Диагноз пускай ставят медики. Я же верю в то, что в извечном цикле за смертью и незаслуженным забвением обязательно следуют воскресение и благодарная память.

Собственно, здесь самый момент еще раз вспомнить о судьбе храма Марии Магдалины.

***

Сегодня Евгению Доминиковичу Будинасу — Будильнику, как его называли те, кто близко знал и любил, —  исполнилось бы 70 лет. Не помню, как справляли его 60-летие, а «полтинник» праздновали в Доме литератора. Среди сотен приглашенных были самые известные люди Беларуси. Вино, еда, музыка — все было организовано правильно, по высшему разряду. Потому и не задержалось в памяти. А запомнился забавный эпизод: Будинас, сверкающий неотразимой остапбендеровской улыбкой, выхватывает у проходящей мимо цветочницы роскошную розу и вручает своей — тоже очень красивой — собеседнице. Та делает шутливый книксен.

Смысл мимолетного сюжета раскрылся несколькими часами позже.

В конце вечера цветочница подошла к сидевшему во главе стола юбиляру и громогласно сообщила, что ей нужно уходить и, мол, пора бы имениннику расплатиться за розу.

Сколько с меня? — весело спросил Будинас. Триста, — ответила цветочница. Триста чего? — с некоторым удивлением повернулся он к девушке. Долларов, естественно, — глазом не моргнув, ответила нахалка.

Я сидел рядом и наблюдал за Будинасом. На мгновенье его глаза сузились, и мне показалось, что сейчас последует взрыв — в 1994 году это были невероятные деньги. Но тотчас же улыбка стала еще шире.

Так мне и надо.  Настоящий урок должен стоить дорого! — сказал он и полез за кошельком.

Последнюю фразу я бы и вообще сделал девизом Беларуси. Мы все продолжаем платить за беспамятство. И нам постоянно не хватает денег, чтобы за него расплатиться.

06
Комментарии
Вячеслав Колик
2014-12-16 15:33
Очень здорово. Спасибо и за эту историйку, и за весь цикл.
Ответить
2016-02-18 23:34
А где Будинас похоронен?
Ответить
Последние историйки
Пятый кит, или Историйка о Минских братьях, научивших американц...
Когда-то я написал историйку об американской мафии. Начиналась она так: “Ам...
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...