Вернуться к Историйкам

Художник в городе

16 января 2013

Мы привыкли смотреть на окружающую действительность через глазок видоискателя и корректировать ее в фотошопе. А действительность смотрит на нас и посылает в ответ снисходительные взгляды: она ждет своего художника. Чтобы тот открыл мольберт, а вместе с ним свое сердце... Только через любовь можно познать мир!

Прошу любить и жаловать — новый проект «Художник в городе»!

***

Площадь провинциального города

«Площадь провинциального города» — так художник Натан Альтман назвал написанный в 1926 году и хранящийся в Третьяковской галерее небольшой карандашный рисунок. Для всего мира это незнакомый населенный пункт с безымянной площадью. Для минчан — моментальный набросок центра любимого города.

01_picture_sm

Несчастный наш город... Меньше, чем за сто лет, от запечатленного на бумаге минского пейзажа осталось одно-единственное строение! Вот оно — трехэтажный жилой дом ХVIII века на углу Революционной и площади Свободы — справа от снесенной в начале 50-х башни-звоницы иезуитского Мариинского костела. А вокруг - пустота... Нет украшенного куполом дома с бывшим магазином торговца текстилем Царфина... Нет его соседа — дома Гайдукевича, где проводило свои заседяния Дворянское собрание... На месте присутственных мест иезуитского коллегиума гордо развевается флаг посольства Франции... В сохранившемся до наших дней доме №2 по ул. Революционной после революции размещался знаменитый Инбелкульт — с него началась Белорусская Академия Наук. Как раз тогда, когда его рисовал Альтман.

Впрочем, московский художник не знал ни о прошлом нашего города, ни о его будущем. А узнав, вряд ли заинтересовался бы. Город для него и вообще-то был необычной темой.

Натан Исаевич Альтман известен в первую очередь как выдающийся портретист. Два портрета — Ахматовой на холсте (1914) и собственный скульптурный (1916) — сделали ему имя не только среди российских художников, но и за рубежом. А в 1920 году он был и вообще причислен к сонму советских «арт-небожителей» — ему заказали скульптурный портрет Ленина. В то время Альтман работал главным художником в Государственном еврейском театре — знаменитом ГОСЕТе. На этой должности он сменил Марка Шагала.

02_akhmatova_altman

Благодаря работе в ГОСЕТе Альтман и оказался в Минске. И повод известен! 21 октября 1926 года в столицу БССР перебрался до этого работавший в Москве Белорусский государственный еврейский театр (БелГОСЕТ). Ему передали здание бывшей хоральной синагоги — сейчас в нем находится Русский драматический театр им. Горького. Вскоре начались спектакли. В ознаменование этого события с гастролями и приехал театральный собрат из Москвы. А с ним и его главный художник.

03_hotel_sm

Ясным октябрьским днем 1926 года Альтман смотрел на площадь из окна гостиницы «Европа». Точнее, с балкона. Другой столь высокой точки с южной стороны площади Свободы просто не было! Художник словно специально изобразил в нижней части картины витую решетку — мол, смотрите, в номере с каким балконом я живу! Надо вспомнить, что после революции лучший минский отель превратили в общежитие. Но в 1925 году ему вернули утраченный статус, только название поменяли: гостиница «Европа» стала именоваться «1-ая Советская». Здесь-то и разместились московские гости.

04_together_photo_picture

Рисунок Альтмана отличает фотографическая точность. Это подтверждает снимок, сделанный в 1940 году. Жизнь в провинции текла медленно: за 14 лет изменения коснулись лишь дерева, росшего у стены Инбелкульта — оно стало... ниже! Что ж, верхушки городским тополям безжалостно укорачивали уже и в те времена.

Присмотревшись, можно заметить, что, хотя изображения и кажутся идентичными, ракурс у фотографа и у художника различный: первый находился на пару этажей выше и несколько ближе к улице Ленина, чем второй. Фотографу видны крыши сбегавшейся к Немиге Школьной улицы — сейчас на ее месте длинная лестница рядом с Белпромпроектом. Взгляд художника упирается в стоящий на северном конце площади ряд домов.

Не стану занимать внимание читателей и описывать, как я выстраивал геометрические фигуры, на основе которых получилось, что Альтман жил в лучшем номере на четвертом этаже над входом — том самом, с большим арочным балконом. Ему, лепившему Ленина, и положен был главный гостиничный «люкс»!

Балкон, с которого Натан Альтман рисовал площадь Свободы. Решетка его отличается от той, что на рисунке.

Балкон, с которого Натан Альтман рисовал площадь Свободы. Решетка его отличается от той, что на рисунке.

И все-таки есть в рисунке одна удивительная вольность! Внимательный зритель заметит сходство балконной «улитки» с вензелями на траве и с завитушкой на фонарном столбе, и под козырьком у входа в Мариинский костел... Но в гостинице «Европа» не было балконных ограждений такой формы! И на столбе другой рисунок... Зачем художник придумал своих «улиток»? Мне кажется, подобным образом столичный гость хотел подчеркнуть провинциальность города, который рисовал. Для него эти «архитектурные клипсы» — что рюшечки на платье у провинциальной красотки. А еще — ему было попросту скучно! Оттого он, портретист, и взялся за карандаш в чужом и незнакомом городе.

***

Через два года Натан Альтман еще раз проедет через Минск. На сей раз его путь будет лежать вместе с театром на гастроли в Европу — в Берлин, Брюссель, Париж...

1928 год. Госетовцы в гостях у Марка Шагала на вилле под Парижем.

1928 год. Госетовцы в гостях у Марка Шагала на вилле под Парижем.

Из Парижа художник не вернется — следующие восемь лет он проведет в мировой столице искусств. Когда же в 1935 году приедет в Москву, его встретит другая страна. В ней режиссеры БелГОСЕТа и ГОСЕТа — Рафальский и Михоэлс — будут в разное время и по-разному убиты, а их театры — закрыты. В этой стране сам художник практически перестанет рисовать. Просто не сможет приспособиться к диктату соцреализма.

В материале использованы фотографии из книги Ильи Куркова "Мiнск незнаёмы".

Комментарии
valentina
2013-01-27 00:22
Как-то светло и радостно на душе стало после статьи.Надежда затеплилась,что не всю историю успеют убить бездарными архитектурными проектами последних лет.удачи и вдохновения Вам.
Михаил Володин
2013-01-27 11:01
Спасибо, Валентина! В каком-то смысле нам и остается уходить в историю. Там, в минувшем, город выглядит куда живее, теплее и реальнее.
Lilly Langtry
2019-05-06 14:14
Добрый день! И спасибо большое за историйки! Совершенно случайно "открыла" Вас для себя! Очень здоровский проект! Минск очень нра...была там один только раз в жизни, но какие ЛЮДИ! Класс! Всем здоровья и чудесной Весны!
Ответить
Последние историйки
Правительственный портной, или Историйка о глотке свободы
В тридцатые годы прошлого века Абрам Лис считался лучшим портным города. Он обшивал па...
Ученик Шагала, или Историйка об американской пенсии
Толчком к написанию этой историйки стал разговор с давнишним моим приятелем. Собственн...
Город, как лекарство, или Историйка об американском фрике, влюб...
Не могу удержаться, чтобы не поделиться минской историйкой, столь непохожей на все про...
Свист над водой, или Историйка о главной белорусской мелодии
"Многие говорят мне, что быть чужаком — это очень удобно, что чужак видит таки...
Как я мог не родиться, или История о страшном пожаре, переменчи...
Отцу, с любовью и благодарностью "У человека есть только один пу...
Minsk, I minsk you... или Историйка о современном искусстве, ан...
        За неделю до прощания с Америкой, прогулива...
Пятый кит, или Историйка о Минских братьях, научивших американц...
Когда-то я написал историйку об американской мафии. Начиналась она так: “Ам...
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...