Мы привыкли смотреть на окружающую действительность через глазок видоискателя и корректировать ее в фотошопе. А действительность смотрит на нас и посылает в ответ снисходительные взгляды: она ждет своего художника. Чтобы тот открыл мольберт, а вместе с ним свое сердце... Только через любовь можно познать мир!
Прошу любить и жаловать — новый проект «Художник в городе»!
***
«Площадь провинциального города» — так художник Натан Альтман назвал написанный в 1926 году и хранящийся в Третьяковской галерее небольшой карандашный рисунок. Для всего мира это незнакомый населенный пункт с безымянной площадью. Для минчан — моментальный набросок центра любимого города.
Несчастный наш город... Меньше, чем за сто лет, от запечатленного на бумаге минского пейзажа осталось одно-единственное строение! Вот оно — трехэтажный жилой дом ХVIII века на углу Революционной и площади Свободы — справа от снесенной в начале 50-х башни-звоницы иезуитского Мариинского костела. А вокруг - пустота... Нет украшенного куполом дома с бывшим магазином торговца текстилем Царфина... Нет его соседа — дома Гайдукевича, где проводило свои заседяния Дворянское собрание... На месте присутственных мест иезуитского коллегиума гордо развевается флаг посольства Франции... В сохранившемся до наших дней доме №2 по ул. Революционной после революции размещался знаменитый Инбелкульт — с него началась Белорусская Академия Наук. Как раз тогда, когда его рисовал Альтман.
Впрочем, московский художник не знал ни о прошлом нашего города, ни о его будущем. А узнав, вряд ли заинтересовался бы. Город для него и вообще-то был необычной темой.
Натан Исаевич Альтман известен в первую очередь как выдающийся портретист. Два портрета — Ахматовой на холсте (1914) и собственный скульптурный (1916) — сделали ему имя не только среди российских художников, но и за рубежом. А в 1920 году он был и вообще причислен к сонму советских «арт-небожителей» — ему заказали скульптурный портрет Ленина. В то время Альтман работал главным художником в Государственном еврейском театре — знаменитом ГОСЕТе. На этой должности он сменил Марка Шагала.
Благодаря работе в ГОСЕТе Альтман и оказался в Минске. И повод известен! 21 октября 1926 года в столицу БССР перебрался до этого работавший в Москве Белорусский государственный еврейский театр (БелГОСЕТ). Ему передали здание бывшей хоральной синагоги — сейчас в нем находится Русский драматический театр им. Горького. Вскоре начались спектакли. В ознаменование этого события с гастролями и приехал театральный собрат из Москвы. А с ним и его главный художник.
Ясным октябрьским днем 1926 года Альтман смотрел на площадь из окна гостиницы «Европа». Точнее, с балкона. Другой столь высокой точки с южной стороны площади Свободы просто не было! Художник словно специально изобразил в нижней части картины витую решетку — мол, смотрите, в номере с каким балконом я живу! Надо вспомнить, что после революции лучший минский отель превратили в общежитие. Но в 1925 году ему вернули утраченный статус, только название поменяли: гостиница «Европа» стала именоваться «1-ая Советская». Здесь-то и разместились московские гости.
Рисунок Альтмана отличает фотографическая точность. Это подтверждает снимок, сделанный в 1940 году. Жизнь в провинции текла медленно: за 14 лет изменения коснулись лишь дерева, росшего у стены Инбелкульта — оно стало... ниже! Что ж, верхушки городским тополям безжалостно укорачивали уже и в те времена.
Присмотревшись, можно заметить, что, хотя изображения и кажутся идентичными, ракурс у фотографа и у художника различный: первый находился на пару этажей выше и несколько ближе к улице Ленина, чем второй. Фотографу видны крыши сбегавшейся к Немиге Школьной улицы — сейчас на ее месте длинная лестница рядом с Белпромпроектом. Взгляд художника упирается в стоящий на северном конце площади ряд домов.
Не стану занимать внимание читателей и описывать, как я выстраивал геометрические фигуры, на основе которых получилось, что Альтман жил в лучшем номере на четвертом этаже над входом — том самом, с большим арочным балконом. Ему, лепившему Ленина, и положен был главный гостиничный «люкс»!
Балкон, с которого Натан Альтман рисовал площадь Свободы. Решетка его отличается от той, что на рисунке.
И все-таки есть в рисунке одна удивительная вольность! Внимательный зритель заметит сходство балконной «улитки» с вензелями на траве и с завитушкой на фонарном столбе, и под козырьком у входа в Мариинский костел... Но в гостинице «Европа» не было балконных ограждений такой формы! И на столбе другой рисунок... Зачем художник придумал своих «улиток»? Мне кажется, подобным образом столичный гость хотел подчеркнуть провинциальность города, который рисовал. Для него эти «архитектурные клипсы» — что рюшечки на платье у провинциальной красотки. А еще — ему было попросту скучно! Оттого он, портретист, и взялся за карандаш в чужом и незнакомом городе.
***
Через два года Натан Альтман еще раз проедет через Минск. На сей раз его путь будет лежать вместе с театром на гастроли в Европу — в Берлин, Брюссель, Париж...
1928 год. Госетовцы в гостях у Марка Шагала на вилле под Парижем.
Из Парижа художник не вернется — следующие восемь лет он проведет в мировой столице искусств. Когда же в 1935 году приедет в Москву, его встретит другая страна. В ней режиссеры БелГОСЕТа и ГОСЕТа — Рафальский и Михоэлс — будут в разное время и по-разному убиты, а их театры — закрыты. В этой стране сам художник практически перестанет рисовать. Просто не сможет приспособиться к диктату соцреализма.
В материале использованы фотографии из книги Ильи Куркова "Мiнск незнаёмы".