Вернуться к Историйкам

Хоккей под закрытым небом, или Историйка про гений и злодейство

3 сентября 2012

Были времена, когда белорусы играли в хоккей не круглый год, как теперь, а только зимой. И вовсе не потому, что недостаточно любили национальный вид спорта, просто катков с искусственным льдом не было. А без них какая игра? Разве что турнир дворовых команд «Золотая шайба»...

В те годы советская хоккейная дружина не крушила разве только команду австралийских аборигенов. Но вот беда — белорусов в той сборной не было. С этим надо было что-то делать...

Ну и где теперь тот советский хоккей?

Мозаика, которую мы потеряли

В 1962 году решили построить в Минске Дворец спорта — такой, чтобы можно было бегать на коньках и самым жарким летом. Решить-то решили, но возникли сложности: в хрущевскую пору на всем пытались сэкономить и, как следствие, обязательно совмещали что-то с чем-то еще. В результате чаще всего получался, как в «хрущевке», совмещенный санузел. Или, как в «Бриллиантовой руке», брюки, превращающиеся в элегантные шорты.

Но случались и исключения. В нашем случае в Москве посчитали, что спортивный дворец — ненужная роскошь для провинциального Минска, и решили спорт разбавить искусством. По этой причине в техническом задании будущее сооружение называлось «Киноконцертным и спортивным залом». Мало того, что этот зал должен был стать самым большим в городе, так еще и ледовая арена во время музыкальных представлений заменялась партером!

Опыта строительства подобных универсальных площадок в СССР не было, нормативные документы отсутствовали. Поэтому  проект отнесли к категории особо сложных и поручили руководство... свежеиспеченному выпускнику Белорусского политехнического института Сергею Дмитриевичу Филимонову.

Сын и отец Филимоновы. Дворец спорта строил сын, а улица названа в честь отца

Все дело в том, что секретарем ЦК КПБ по промышленности и строительству в те годы был Филимонов Дмитрий Фомич, приходившийся молодому архитектору родным отцом. Выглядело это со стороны не слишком красиво. С одной стороны... А с другой — тысячам детей помогали и помогают их высокопоставленные родители, но лишь единицы знают, как этой помощью воспользоваться.

Филимонов-сын оказался из числа этих немногих. Вопреки зловещим прогнозам завистливых коллег, с работой он справился. Завершенный в 1966 году минский Дворец спорта был признан уникальным сооружением и через годы повторен в Челябинске, Волгограде, Днепропетровске и частично в Вильнюсе.

Коллектив проектировщиков на фоне только что построенного Дворца спорта. Архитектор С.Филимонов, инженер В.Корженевский, архитектор В.Малышев

Историйку можно было бы закончить рассказом о том, как молодые минчане выносили двери на концерте «Червоных гитар», как зрители чуть постарше заставляли бесконечно играть на «бис» Дюка Эллингтона. Или как восторженно ревел «киноконцертный и спортивный зал», когда тяжелоатлет Василий Алексеев впервые в мире поднял в сумме троеборья прежде немыслимые 600 кг.

Но заканчивается историйка по-другому.

В конце 60-х на родину из Франции наведалась Надя Ходасевич-Леже — художница и вдова всемирно известного монументалиста Фернана Леже. Погуляв по Минску, знаменитая соотечественница отметила недавно построенный Дворец спорта и предложила руководству БССР украсить его фронтон мозаичным панно.

Фернан и Надя Леже

В 1930 году французский коммунист Фернан Леже разработал мозаику для Олимпиады в Берлине, но после того, как к власти в Германии пришли фашисты, выполнять в натуральную величину отказался. Правую часть панно Надя Леже положила в основу композиции, размещенной над входом в музей художника во французском городе Бьо. Левую — вознамерилась подарить Минску. Это был воистину царский подарок: высокий по духу и точный по содержанию. В нем содержался тот самый — изначальный — симбиоз искусства и спорта! Так считал архитектор Филимонов.

Сверху — панно в музее Фернана Леже в Бьо. Под ним — несостоявшееся «минское» панно

Но партийные функционеры думали иначе. Фернан Леже был, конечно, коммунистом, но каким-то неканоническим... И живопись у него далекая от соцреализма.

[quote]Вы считаете, что нам нужно на это ориентироваться? — взглянув на эскиз панно, спросил секретарь ЦК по культуре Пилотович архитектора Филимонова. — А на кого вы мне предлагаете ориентироваться? На Бембеля? — вопросом на вопрос ответил архитектор.[/quote]

На этом, собственно, обсуждение было закрыто. И Надя Леже вернулась во Францию ни с чем. То есть, со своим панно.

***

От начала нашей историйки прошло ровно полвека. За это время белорусы успели понастроить ледовых дворцов чуть не в каждом райцентре. Беда в том, что больше никто из мировых знаменитостей не предлагает украсить своими картинами их стены. И получается, что спорт и искусство — две вещи несовместные. Примерно, как художники и чиновники. Или — как гений и злодейство.

Так мог бы выглядеть минский Дворец спорта

Чтобы понять, что потеряли минчане, отказавшись от щедрого дара, стоит напомнить: мозаика Фернана Леже — единственное произведение искусства, украшающее Зал Генеральной Ассамблеи ООН. Пожалуй, самый известный зал Земного шара.

***

Благодарим за помощь ведущего научного сотрудника Белорусского государственного архива научно-технической документации Галину Ивановну Шостак.

Комментарии
полина
2018-01-08 16:31
хороший пост
Ответить
2018-10-03 16:21
А я помню открытие! И помню( мне было лет 5) как всей семьех ходили на балет на льду. :)
Ответить
Последние историйки
Правительственный портной, или Историйка о глотке свободы
В тридцатые годы прошлого века Абрам Лис считался лучшим портным города. Он обшивал па...
Ученик Шагала, или Историйка об американской пенсии
Толчком к написанию этой историйки стал разговор с давнишним моим приятелем. Собственн...
Город, как лекарство, или Историйка об американском фрике, влюб...
Не могу удержаться, чтобы не поделиться минской историйкой, столь непохожей на все про...
Свист над водой, или Историйка о главной белорусской мелодии
"Многие говорят мне, что быть чужаком — это очень удобно, что чужак видит таки...
Как я мог не родиться, или История о страшном пожаре, переменчи...
Отцу, с любовью и благодарностью "У человека есть только один пу...
Minsk, I minsk you... или Историйка о современном искусстве, ан...
        За неделю до прощания с Америкой, прогулива...
Пятый кит, или Историйка о Минских братьях, научивших американц...
Когда-то я написал историйку об американской мафии. Начиналась она так: “Ам...
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...