Вернуться к Историйкам

Приказ старого подрывника, или Историйка с мистическим концом

30 июля 2012

В 2010 году Красному костелу исполнилось сто лет. А могло и не исполниться — просто не было бы юбиляра! Экскурсоводы показывали бы на место справа от Дома правительства и сообщали: «Когда-то здесь стоял красавец-костел. Его взорвали».

Красный костел при строительстве и век спустя

Полвека назад костел и впрямь должны были взорвать. Советская власть любила ровнять с землей все, что возносилось над средним уровнем — будь то Немецкая кирха или Татарская мечеть, Святодуховская церковь или Холодная синагога... На что падал взгляд, то и ровняли...

Тогда, в 60-х, взгляд упал на Красный костел, на мгновение задержался, а потом медленно переместился на стоявший неподалеку четырехэтажный дореволюционный дом. И дома не стало. А костел стоит по сей день.

В фильме «Любимая», вышедшем на экраны в 1965 году, дом на площади Ленина еще не снесли

Вот такое кино

29 апреля 1959 года на Выставке достижений народного хозяйства в Москве открылся удивительный кинотеатр. Назвали его "Круговой кинопанорамой" за экран на 360 градусов. Все здесь было необычно: и то, что фильмы выпускались в единственном экземпляре, и то, что демонстрировались с помощью двадцати двух проекторов, и то, что зрители в зале стояли, непрерывно вращая головами... А иначе не получалось: действие происходило одновременно и впереди, и сзади, и по сторонам!

Эта вездесущность и покорила сердце Кирилла Трофимовича Мазурова. Первый секретарь ЦК компартии БССР и вообще был страстным киноманом, а тут — такое кино! С того самого момента загорелся Кирилл Трофимович идеей повторить московское чудо в Минске.

Однако случилось неожиданное: кремлевские коллеги от этого его намерения в восторг не пришли. Более того, вежливо объяснили, что «Круговой кинопанораме» положено быть исключительно в столице, на ВДНХ. И подписались: с коммунистическим приветом, дорогой товарищ! И т.д.

Заказчик кинотеатра — аппаратчик Мазуров. Исполнителем должен был стать архитектор Дроздов

Кирилл Трофимович расстроился, но от плана не отказался — механизм уже был запущен. Правда, круговой экран пришлось заменить обычным панорамным, а двадцать два проектора — всего тремя, но в Минске и такого прежде не было!

Вернувшись домой, Мазуров дал задание архитекторам сделать проект кинотеатра-дворца. Чтобы там были не только кинозалы, но и залы концертные, и для всяческих съездов тоже... В общем, чтобы получился настоящий городской культурный центр!

Вскоре чертежи легли на стол первого секретаря. Работу представлял руководитель — архитектор Дроздов, оппонентами выступали архитектурные начальники — Король, Баданов и другие. Проект всем понравился, оставалось определиться, где строить здание. Дроздов предлагал площадку в парке Горького, Король считал более подходящим сквер напротив фабрики «Луч», рядом с Немигой. Кто-то говорил о парке Челюскинцев... В общем, были разные мнения.

Проект архитекторов Дроздова и Филимонова. Обратите внимание: для кинотеатра очищают от деревьев значительную часть парка Горького

Выслушав всех, Мазуров неожиданно подытожил: «Строить будем на месте Красного костела, на площади Ленина!» Повисло тяжелое молчание.

А как же костел? — раздался чей-то робкий голос. — Взорвем, — негромко ответил Кирилл Трофимович и обвел испытующим взглядом архитекторов.

В этот момент старый подрывник словно бы сбросил двадцать лет и опять руководил партизанским движением в разгар рельсовой войны. Архитекторы согласно закивали головами и принялись увлеченно обсуждать, как организовать взрыв так, чтобы не задеть Дом правительства. Творческие люди — они как дети: им все одно строить ли, разрушать ли. Главное, чтобы было интересно!

На площади Ленина остается лишь Дом правительства. Сносится не только Красный костел, но и дореволюционные строения архитекторов Гая и Гайдукевича

С тех пор прошло полвека, а Красный костел как стоял, так и стоит. Его яркий контур вырывается из серости окружающих зданий и притягивает к себе внимание еще до того, как взгляд упадет на гигантский Дом правительства.

Сегодня никто уже точно не знает, как удалось ему не превратиться в груду обломков. Причин могло быть несколько.

Вначале Москва тянула с выделением фондов на строительство. Потом диктор Белорусского телевидения сообщила в прямом эфире о готовящемся взрыве, что вызвало бурные протесты минской интеллигенции. А вскоре и Мазурова забрали из Минска на работу в Кремль, и он напрочь перестал интересоваться судьбой панорамного кинотеатра. Но при этом не перестал любить кино! Его не единожды видели в «Круговой кинопанораме», где он, как в самый первый раз, восторгался далеким предком сегодняшнего 3D.

Эдвард Войнилович и Ядвига Костровицкая

***

На этом историйку можно было бы и закончить, если бы не еще одна героиня, до времени скрывавшаяся за спинами прочих действующих лиц. Вот она — Ядвига Костровицкая. По мужу дальняя родственница французского поэта Аполлинера. Хозяйка доходного дома — того самого, что был взорван в середине 60-х. И пусть меня обвинят в склонности к мистицизму, но это она и ее любовь к брату спасли костел!

— А кто ее брат? — спросите вы.

— Эдвард Войнилович — шляхтич, мировой судья, статский советник, депутат Государственной думы. И... строитель Красного костела, — отвечу я.

Сестра, поставив свой дом на пути взрыва, уберегла от разрушения дом брата. Божий дом...Вот такая история.

В этом году минчане могли бы отпраздновать столетний юбилей доходного дома Ядвиги Костровицкой. Самый момент поклониться и ей, и всему роду Войниловичей. А еще Ваньковичам, Монюшкам, Дуниным-Марцинкевичам и многим другим шляхетским родам...

Хотя бы за то, что они строили, а не взрывали.

Ядвига Костровицкая на могиле Эдварда Войниловича в Быдгоще. В 2006 году его останки были перезахоронены у стен Красного костела

***

Благодарим за помощь в подготовке историйки: «Белорусский государственный архив научно-технической документации» и лично ведущего научного сотрудника Галину Ивановну Шостак; заведующую филиалом «Дом-усадьба В. Ваньковича» Наталью Викторовну Сычеву.

Комментарии
vadim-i_z
2012-07-31 11:40
На этом, кстати, дело не застопорилось: и после того были проекты сноса костела в порядке реконструкции площади. А взрыв дома Костровицкой я помню. Не сам взрыв, конечно, а обстановку до и после. Заклеенные окна и так далее.
Михаил Володин
2012-07-31 12:29
Меня постоянно удивляет то, что у тебя в памяти сохранилось многое из того, что я не запомнил. И это несмотря на то, что я старше ))
Eugenia
2012-07-31 20:59
Михаилу Рогожину: есть такая чудесная группа людей, к которой кстати принадлежит мой муж, да и я, когда на работе -- которая ищет связей и логику во всем. А жизнь, да и литература, часто зависают, и приходится додумывать, по-своему связывать и до-понимать?. Иногда даже просто чтобы получилась интересная и неожиданная история. В этом и привлекательность. Да и задумаешься -- кто знает, вдруг оно так и было? :-) Еще одно -- думаю, что бывшим и настоящим Минчанам необходимо это все -- и мистика, и легенды, и факты, и романтика. И мы и город достойны этого. Мне, например, нужно рассказать моим американским детям о Минске, о не очень популярном и не очень известном здесь городе (так, провинция?), и если не добавить в стройную структуру фактов немного выдумок и историй, нелогических, случайных и отчаянных связей и поворотов, не получается живого города. Так мы устроены?
Ответить
d-r Yudik
2012-08-03 06:37
Благодарен Михаилу Володину за огромный вклад в "краеведение" за облагорожение и романтизацию моего родного города. Я всегда остро чувствовал различие между нами и львовянами, которые гораздо больше знают о своём городе, и больше его любят. Благодяря "историйкам", несомненно, увеличивается число минчан любящих свою столицу. Но про "Красный Костёл" хотелось бы продолжения. О том периоде, когда он был "Домом кино", и на просмотры "не для всех" мечтали попасть многие....
Ответить
Последние историйки
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом мой юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...
Вавилон с двух сторон, или Историйка о всемирном языке
Эта историйка началась в середине позапрошлого века в Белостоке. С разницей в три года...