Эту и три следующие фотографии я получил от Инессы Поляк. И впервые мне захотелось не переписывать чужие слова, а просто дать слово женщине, чья история началась вместе с историей минского ГУМа.
1. Это мои папа Николай и мама Елизавета. Познакомились они в ГУМе, в мужском отделе. Секции их стояли прямо друг напротив друга. Мама заведовала обувью, папа – одеждой. Три года он сверлил ее взглядом, не давал подойти никому из молодых людей, но сам решительных шагов не делал. Об этом романе знал весь ГУМ. В 1955 году, когда была сделана эта фотография, решительные шаги сделала Марфа Гавриловна, моя бабушка. Еще через два года Лиза согласилась выйти замуж. В результате, несмотря на все препятствия, я появилась на свет.
2. ГУМ был открыт 5 ноября 1951 года. Молодые продавщицы ночь перед открытием провели в магазине: готовили прилавки, расставляли товары. С утра перед входом толпились тысячи минчан. Наконец, двери распахнулись и... Полы в новом универмаге были паркетными, свеже натертыми воском - ну, сами представляете! Люди лежали вповалку, одни спотыкались о других... Но фотографий таких, не ищите! А здесь мама (в центре) и ее подруги Алла и Надежда засняты как раз в день открытия универмага. Поэтому и глаза у всех испуганные. А видите, какие высокие прилавки были? Из-за них маму чуть не попала в беду.
3. Продавцы в ГУМе работали в одну очень долгую смену, с 10:00 до 20:00. К тому же приходить надо было на час раньше, а уходить – на час позже. Уставали страшно. Вечером, когда все уходили, в залы запускали собак. Они заменяли сигнализацию. Мама так уморилась в первую неделю, что как-то раз уснула в конце работы, спрятавшись за вот таким высоким прилавком. Сторожа её не заметили, и уже закрывали центральный выход, когда она проснулась и в ужасе бросилась к выходу... Мама и сейчас вспоминает об этом случае с нервной дрожью: как истинная блондинка, она боялась лягушек, мышей, пауков. А уж собак…
4. А это - осень 1952 года. Лиза Орлова вместе с подругой, Аллой Бобок на фоне ГУМа. У мамы на голове шляпка, но это не дань моде, а жизненная необходимость. Летом она поехала по путёвке по Старо-Грузинской дороге, и на обратном пути в грязном вагоне подцепила какую-то заразу. Ее постригли «под корень», уверяя, что иначе волосы выпадут. Несмотря на переживания, всё обернулось не так уж плохо. Когда волосы стали отрастать бабушка Марфа принялась накручивать их на бумажки - получилась очень милая «курчавая» стрижка. Через некоторое время такую же стали носить многие «продвинутые» минчанки: продавцы огромного универмага были на виду, их считали почти законодательницами мод.
Ну, и наконец, самый удивительный снимок. Настоящая Девушка с веслом из парка Горького! Кажется, ее фотографий такого качества не сохранилось. Высокая, молодая, красивая... Один из символов страны, которая протянула немногим дольше, чем сама гипсовая спортсменка. Время неумолимо не только к символам... Прекрасным девушкам, что сидят у подножия фонтана, сейчас за восемьдесят. У многих из тех первых продавцов тяжелая старость.
Вот что пишет Инесса Орлова: «Семейная жизнь у многих не сложилась: нет мужей, нет детей. Было слишком много ответственности на работе, некогда было заниматься семьями. Работа забирала у них все силы, и жили они жизнью своих универмагов. Даже в Новый Год мама приходила к курантам: надо было давать стране план по выручке».
Спасибо Inessa Polyak- за ГУМ, и за девушку с веслом, за замечательные фотографии и прекрасный рассказ!
Инесса Поляк Вам спасибо, что опубликовали...покажу маме и её подругам будут счастливы, а то их совсем, совсем забыли...Лиза перешла после Гума в ЦУМ когда его открыли в 1964, а ЦУМ в последние годы их даже на день пожилых людей не поздравляют...всё! страна списала их: (Но не тут то было интернет их не забудет
Минские историйки Вот и оказывается, что интернет - наша страна.
Да и как оказалось вполне пока свободная страна:)...только денег тут не всем дають на хлеб насущный, а вот само выражайся сколько хочешь, только трафик оплачивай