Продолжаем прогулки по городу с Анатолием Александровичем Наливаевым. Во времени, в пространстве, по памяти… И не выходя из дома. Начало здесь.
До войны наша семья жила на Цнянской, там, где сегодня магазин «Горизонт». Институт физкультуры был центром Комаровки. Внутри находился один из двух городских бассейнов, рядом — здание деревообделочного завода, куда в 1939 году перевезли из Вильнюса завод «Электрим» — будущий «Горизонт». А еще здесь была трамвайная остановка. Трамвай ходил через весь город — от вокзала до Сельскохозяйственной выставки, на нынешнюю площадь Калинина.
Рядом с институтом улица Советская делилась на две: налево шел Логойский тракт, направо — Борисовский. В первые дни войны здесь был подбит наш танк, прорывавшийся через город. Рассказывали, что перед этим он уничтожил много немецкой техники и солдат. После войны появилась версия, что это был Т-28. Это неправда, «тридцатьчетверка» — первого выпуска, с пушкой 76 мм и старой башней. Никакого Т-28 на площади не было. А был бы, мы, мальчишки, уж наверняка бы знали!
3 июля 1944 года, примерно в 8 утра, немцы побежали. Позади всех шли поджигатели — у них был приказ поджигать дома. Но они не поджигали: то ли понимали, что времени у них уже нет, то ли еще что-то. В общем, не до того им было. К 11 утра в город вошла первая колонна наших танков. Они остановились как раз на трамвайной остановке возле первого дома, выскочили из танков — счастливые, молодые… Да, молодые. Меня тогда это больше всего поразило, совсем мальчишки — чуть старше меня!
После войны я еще какое-то время ходил в бассейн физкультурного института: мне прописали плаванье от невроза, который у меня возник после гетто и после того, как я побывал под расстрелом. А потом в дом на Цнянской 49, где мы жили во время войны, вернулось консерваторское общежитие. А мы, как семья погибшего получили квартиру на Басьяловке, возле Комсомольского озера. Но об этом как-нибудь потом.