Продолжаем гулять по Минску с Анатолием Александровичем Наливаевым. По Минску, который живет на картинах, но которого давным-давно уже нет на самом деле. Нет на самом деле? А может быть нет того, в котором построены Кемпински, дом Чижа, дворец Республики, а этот — который в сердце — жив?
Жил в Минске художник Абрам Кроль. Считался оформителем, потому что рисовал театральные декорации и придумывал эскизы интерьеров минских музеев. Снесенный музей Великой Отечественной войны был его творением… Но писал он и городские пейзажи. В начале 1960-х годов мы с ним познакомились и подружились. Вместе часто гуляли по городу, выезжали на этюды. Он был на поколение старше меня, но дружбе это не мешало.
Абрам Иосифович заставил меня переписать акварели, созданные в студии Каткова после войны: краски на них к тому времени начали выцветать. Для новых картин я выбрал яичную темперу, готовить которую научил меня дедушка. Я о нем уже рассказывал, это тот самый священник, который спас нашу семью из гетто. Он был известным мастером, до сих пор его работы украшают многие храмы на Могилевщине.
Любимым местом наших с Абрамом Кролем прогулок был Верхний город: Музыкальный переулок, Дом масонов, усадьба Ваньковичей, улицы Бакунина и Герцена… Память хранит десятки зданий, которых не стало — одних давно, других совсем недавно.
Во время прогулок Абрам Иосифович часто просил сфотографировать понравившийся пейзаж. У меня был стереофотоаппарат «Любитель» — с двумя объективами и специальной кассетой на шесть двойных слайдов. Слайды смотрели через специальные стереоочки. Получалось цветное объемное изображение. Кроль потом по ним рисовал картины. Где-то в архиве у меня сохранился и слайд, который лег в основу его картины «Иней».
В 1960 году, когда Абрам Иосифович писал эту картину, мост через Свислочь еще был деревянным, а берега Свислочи только-только взяли в гранит. Желтый дом слева — последний по ул. Интернациональной, на углу с улицей Янки Купалы. Дальше — пустота аж до горсовета по улице Энгельса… А справа здание внешней разведки с первой минской библиотекой — стена к стене. Внизу, на месте ресторана «Журавинка», стоял крошечный Дом композиторов. Там жили Тикоцкий, Белый — автор знаменитого «Орленка»… Об этом мне рассказывал Кроль во время прогулок.
У меня есть похожая картина, написанная чуть с другого ракурса. На ней отчетливо виден стоящий напротив высокого желтого здания внешней разведки по ул. Интернациональной трехэтажный старинный дом. Его снесли при строительстве метро.
Прошло уже четверть века с тех пор как не стало художника Абрама Кроля. Да и в Минске многое исчезло.. Боюсь, если бы сегодня я отправился гулять по Верхнему городу, ничего дорогого сердцу, кроме нескольких зданий, не нашел бы.