Вернуться к Историйкам

Альбом прадеда. Находки и потери.

4 февраля 2014

Окончание. Начало здесь

Всякая загадка имеет разгадку. Опубликованный неделю назад «Альбом прадеда» не исключение. Как обещал, попробую рассказать о своих поисках и открытиях в царстве почтовых марок и не только.

История начинается 6 ноября 1941 года. Место действия — Минск, улица Витебская. К моменту, когда будущий перебежчик Карл Мюллер встречает юношу, продающего марки, город уже четыре с половиной месяца находится в руках врага. 20 июля 1941 года оккупационные власти издают приказ о создании еврейского гетто. Минские евреи должны переселиться в район, расположенный к северу от Немиги, ограниченный с одной стороны западной стеной Еврейского кладбища, с другой — берегом Свислочи. Всем не евреям к этому времени надлежит покинуть зону.

Приказ о создании гетто.в Минске

Приказ о создании гетто.в Минске

Пишу об этом, потому что улица Витебская находится в центральной части гетто. Карлу Мюллеру район кажется окраиной, на самом деле он расположен в трехстах метрах от площади Свободы. Это ближайшая к центру города черта Judenviertel — еврейского квартала. И, значит, все действующие лица — евреи: и продавец редких марок Феликс, и его друзья, желающие отметить 24-ю годовщину Октября за праздничным столом с колбасой и конфетами. Никто из них еще не знает, что праздник не состоится — не только из-за алчности ординарца Рафке, который нарушит договор и попытается завладеть марками бесплатно, но и потому, что назавтра, 7 ноября 1941 года, в гетто будет устроен первый кровавый погром. За два дня каратели убьют 18 тысяч узников еврейского квартала.

Вот здесь впервые и возникает у меня сомнение. Не мог умолчать немец-перебежчик о погроме: не ровен час, самого обвинили бы в сокрытии информации, а то и в участии в массовых казнях!

Значит, рассказ не быль, а выдумка?

Если бы речь шла не о гетто, скорее всего, так бы оно и было. Но с еврейской темой в СССР было не просто. За сорок лет, прошедших с освобождения Минска, минскому гетто была посвящена всего одна книга: напечатанный в 1947 году томик Гирша Смоляра. Через два года «Мстители гетто» оказались под запретом и были изъяты из библиотек. После чего упоминания о гетто исчезли.

Две книги о минском гетто. А между ними – 40 лет.

Две книги о минском гетто. А между ними – 40 лет.

Следовательно, автор рассказа «Альбом прадеда» В. Грачев в 1966 году, если бы и хотел, не смог рассказать о массовых расстрелах. Может ли быть, что описанный им локальный погром, учиненный полицейскими 7 ноября 1941 года в доме № 4 по улице Витебской, был частью глобальной акции уничтожения? Не пытался ли таким образом автор подать знак тем, кто знал об ужасных событиях?

Возможно. Однако такое объяснение не снимает других вопросов.

И первый из них — о самой улице Витебской. На карте гетто в Википедии она отмечена. На довоенных картах улица называется Немиго-Раковской.

03. Фрагмент карты Минска 1934 года. Ручкой кто-то отметил территорию гетто.

03. Фрагмент карты Минска 1934 года. Ручкой кто-то отметил территорию гетто.

То есть на Витебской до войны автор жить не мог. Но пишет, что жил.

Значит, ложь?

Не обязательно.

В описании событий четвертьвековой давности топонимика может быть изменена таким образом, чтобы читателям было понятнее. Ведь называет же автор тогдашнюю улицу Немигскую более поздним именем Немига. Да и на карте гетто улица Витебская, судя по всему, появилась задним числом. Для лучшего понимания. В гетто такой улицы не было.

Значит и это не может служить доказательством того, что рассказ выдуман.

Схема гетто, сделанная бывшим узником Л.Меламедом

Схема минского гетто, сделанная бывшим узником Л.Меламедом

Восстанавливая события, можно представить себе, что Карл Мюллер проезжал по Немиге и на углу с Витебской увидел юношу с объявлением. И приказал ординарцу остановиться.

Здесь к автору возникает сразу несколько вопросов, и все они заканчиваются очень скверно для его героя. Уже сам факт, что кто-то в гетто что-то продавал, должен был закончиться расстрелом продавца. Что уж говорить о марках, которые подлежали сдаче вместе с украшениями, меховыми изделиями и прочими ценностями! А строчка о том, что догадавшийся о праздновании «Октоберреволюсьон» немец встречает дерзкий взгляд юноши, вообще ни в какие ворота не лезет...

Как ни удивительно, и всего этого недостаточно, чтобы ответить на вопрос о подлинности истории. На карте хорошо видно, что угол Витебской и Немиги странным образом оказывался вне гетто: выходить туда евреям было запрещено, но правила гетто там не действовали. Прямых указаний о сдаче марок в Минске, в отличие от европейских городов, занятых немцами, похоже, не было. А «Октоберреволюсьон»... ну, литературный прием, что с него взять!

Марки. Просто марки.

Марки. Иногда ценою в жизнь.

И все-таки рассказ мне кажется вымыслом. И доказательства тому не в топонимике города и не в специфике гетто, а именно в филателии.

В 1930-х годах ценность почтовых марок была известна не только коллекционерам, но и работникам НКВД. Не могли люди, эмигрировавшие из Польши в СССР незаметно провести филателистические раритеты через границу. Тем более, не могла уцелеть уникальная коллекция при обысках, предшествовавших исчезновению отца. Ведь сегодня понятно, куда исчез польский эмигрант в 1937-38 годах!

Знаменитый трёхскиллинговик, или иначе «шведский уникум»

Знаменитый трёхскиллинговик, или иначе «шведский уникум»

Но и это не все. У самой ценной в мире марки — желтого шведского трёхскиллинговика, который упоминается в рассказе, существует тщательно описанная биография. В ней говорится, что в 1922 году «шведский уникум» (так ее еще называют) был куплен на аукционе в Париже шведом, бароном Эриком Лейёнхуфвудом, а в 1937 году марка надолго осела в коллекции румынского короля Кароля II.

Не было ее в Минске у юноши Феликса! Наверное, и не могло быть: мировые ценности, увы, никогда не баловали наш город.

***

Благодарю за помощь в разгадке истории

филателистов Анатолия Кирюшкина и Льва Колосова, бывшего узника минского гетто Михаила Трейстера, директора музея истории и культуры евреев Беларуси Вадима Акопяна и сайт www.karty.by

http://www.beljews.org/articles121.html

Комментарии
Ira F
2014-02-05 19:09
даже как-то жаль...
Михаил Володин
2014-02-05 22:31
Вы правы. Мне тоже хотелось, чтобы рассказ оказался былью.
Viktor Nawrocki
2014-02-14 14:30
Михаил, здравствуйте! Один мой знакомый утверждает, что белорусов как таковых вообще не было, что во всем виновата Екатерина. Может вы мне проясните, если знаете, или для Вас будет интересно разузнать историю названия "Беларусь". Дело в том, что проезжая, по белостокскому району в направлении границы, минуешь реку "Бяла", а на нашей территории есть река "Рось" и одноименный поселок. Во всем этом регионе под названием "Подляссе" названия местечек зачастую сочетаются с названием "Бяла". По моему мнению это и явилось историей про белорусов. Как вы считаете?
Viktor Nawrocki
2014-02-16 16:52
Я прощу прощения, что обратился к вам с этой страницы, но другого варианта я не нашел...!
Последние историйки
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом мой юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...
Вавилон с двух сторон, или Историйка о всемирном языке
Эта историйка началась в середине позапрошлого века в Белостоке. С разницей в три года...