Вернуться к Историйкам

Художник в городе

16 января 2013

Мы привыкли смотреть на окружающую действительность через глазок видоискателя и корректировать ее в фотошопе. А действительность смотрит на нас и посылает в ответ снисходительные взгляды: она ждет своего художника. Чтобы тот открыл мольберт, а вместе с ним свое сердце... Только через любовь можно познать мир!

Прошу любить и жаловать — новый проект «Художник в городе»!

***

Площадь провинциального города

«Площадь провинциального города» — так художник Натан Альтман назвал написанный в 1926 году и хранящийся в Третьяковской галерее небольшой карандашный рисунок. Для всего мира это незнакомый населенный пункт с безымянной площадью. Для минчан — моментальный набросок центра любимого города.

01_picture_sm

Несчастный наш город... Меньше, чем за сто лет, от запечатленного на бумаге минского пейзажа осталось одно-единственное строение! Вот оно — трехэтажный жилой дом ХVIII века на углу Революционной и площади Свободы — справа от снесенной в начале 50-х башни-звоницы иезуитского Мариинского костела. А вокруг - пустота... Нет украшенного куполом дома с бывшим магазином торговца текстилем Царфина... Нет его соседа — дома Гайдукевича, где проводило свои заседяния Дворянское собрание... На месте присутственных мест иезуитского коллегиума гордо развевается флаг посольства Франции... В сохранившемся до наших дней доме №2 по ул. Революционной после революции размещался знаменитый Инбелкульт — с него началась Белорусская Академия Наук. Как раз тогда, когда его рисовал Альтман.

Впрочем, московский художник не знал ни о прошлом нашего города, ни о его будущем. А узнав, вряд ли заинтересовался бы. Город для него и вообще-то был необычной темой.

Натан Исаевич Альтман известен в первую очередь как выдающийся портретист. Два портрета — Ахматовой на холсте (1914) и собственный скульптурный (1916) — сделали ему имя не только среди российских художников, но и за рубежом. А в 1920 году он был и вообще причислен к сонму советских «арт-небожителей» — ему заказали скульптурный портрет Ленина. В то время Альтман работал главным художником в Государственном еврейском театре — знаменитом ГОСЕТе. На этой должности он сменил Марка Шагала.

02_akhmatova_altman

Благодаря работе в ГОСЕТе Альтман и оказался в Минске. И повод известен! 21 октября 1926 года в столицу БССР перебрался до этого работавший в Москве Белорусский государственный еврейский театр (БелГОСЕТ). Ему передали здание бывшей хоральной синагоги — сейчас в нем находится Русский драматический театр им. Горького. Вскоре начались спектакли. В ознаменование этого события с гастролями и приехал театральный собрат из Москвы. А с ним и его главный художник.

03_hotel_sm

Ясным октябрьским днем 1926 года Альтман смотрел на площадь из окна гостиницы «Европа». Точнее, с балкона. Другой столь высокой точки с южной стороны площади Свободы просто не было! Художник словно специально изобразил в нижней части картины витую решетку — мол, смотрите, в номере с каким балконом я живу! Надо вспомнить, что после революции лучший минский отель превратили в общежитие. Но в 1925 году ему вернули утраченный статус, только название поменяли: гостиница «Европа» стала именоваться «1-ая Советская». Здесь-то и разместились московские гости.

04_together_photo_picture

Рисунок Альтмана отличает фотографическая точность. Это подтверждает снимок, сделанный в 1940 году. Жизнь в провинции текла медленно: за 14 лет изменения коснулись лишь дерева, росшего у стены Инбелкульта — оно стало... ниже! Что ж, верхушки городским тополям безжалостно укорачивали уже и в те времена.

Присмотревшись, можно заметить, что, хотя изображения и кажутся идентичными, ракурс у фотографа и у художника различный: первый находился на пару этажей выше и несколько ближе к улице Ленина, чем второй. Фотографу видны крыши сбегавшейся к Немиге Школьной улицы — сейчас на ее месте длинная лестница рядом с Белпромпроектом. Взгляд художника упирается в стоящий на северном конце площади ряд домов.

Не стану занимать внимание читателей и описывать, как я выстраивал геометрические фигуры, на основе которых получилось, что Альтман жил в лучшем номере на четвертом этаже над входом — том самом, с большим арочным балконом. Ему, лепившему Ленина, и положен был главный гостиничный «люкс»!

Балкон, с которого Натан Альтман рисовал площадь Свободы. Решетка его отличается от той, что на рисунке.

Балкон, с которого Натан Альтман рисовал площадь Свободы. Решетка его отличается от той, что на рисунке.

И все-таки есть в рисунке одна удивительная вольность! Внимательный зритель заметит сходство балконной «улитки» с вензелями на траве и с завитушкой на фонарном столбе, и под козырьком у входа в Мариинский костел... Но в гостинице «Европа» не было балконных ограждений такой формы! И на столбе другой рисунок... Зачем художник придумал своих «улиток»? Мне кажется, подобным образом столичный гость хотел подчеркнуть провинциальность города, который рисовал. Для него эти «архитектурные клипсы» — что рюшечки на платье у провинциальной красотки. А еще — ему было попросту скучно! Оттого он, портретист, и взялся за карандаш в чужом и незнакомом городе.

***

Через два года Натан Альтман еще раз проедет через Минск. На сей раз его путь будет лежать вместе с театром на гастроли в Европу — в Берлин, Брюссель, Париж...

1928 год. Госетовцы в гостях у Марка Шагала на вилле под Парижем.

1928 год. Госетовцы в гостях у Марка Шагала на вилле под Парижем.

Из Парижа художник не вернется — следующие восемь лет он проведет в мировой столице искусств. Когда же в 1935 году приедет в Москву, его встретит другая страна. В ней режиссеры БелГОСЕТа и ГОСЕТа — Рафальский и Михоэлс — будут в разное время и по-разному убиты, а их театры — закрыты. В этой стране сам художник практически перестанет рисовать. Просто не сможет приспособиться к диктату соцреализма.

В материале использованы фотографии из книги Ильи Куркова "Мiнск незнаёмы".

Комментарии
valentina
2013-01-27 00:22
Как-то светло и радостно на душе стало после статьи.Надежда затеплилась,что не всю историю успеют убить бездарными архитектурными проектами последних лет.удачи и вдохновения Вам.
Михаил Володин
2013-01-27 11:01
Спасибо, Валентина! В каком-то смысле нам и остается уходить в историю. Там, в минувшем, город выглядит куда живее, теплее и реальнее.
Lilly Langtry
2019-05-06 14:14
Добрый день! И спасибо большое за историйки! Совершенно случайно "открыла" Вас для себя! Очень здоровский проект! Минск очень нра...была там один только раз в жизни, но какие ЛЮДИ! Класс! Всем здоровья и чудесной Весны!
Ответить
Последние историйки
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом мой юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...
Вавилон с двух сторон, или Историйка о всемирном языке
Эта историйка началась в середине позапрошлого века в Белостоке. С разницей в три года...