Вернуться к Историйкам

Хоккей под закрытым небом, или Историйка про гений и злодейство

3 сентября 2012

Были времена, когда белорусы играли в хоккей не круглый год, как теперь, а только зимой. И вовсе не потому, что недостаточно любили национальный вид спорта, просто катков с искусственным льдом не было. А без них какая игра? Разве что турнир дворовых команд «Золотая шайба»...

В те годы советская хоккейная дружина не крушила разве только команду австралийских аборигенов. Но вот беда — белорусов в той сборной не было. С этим надо было что-то делать...

Ну и где теперь тот советский хоккей?

Мозаика, которую мы потеряли

В 1962 году решили построить в Минске Дворец спорта — такой, чтобы можно было бегать на коньках и самым жарким летом. Решить-то решили, но возникли сложности: в хрущевскую пору на всем пытались сэкономить и, как следствие, обязательно совмещали что-то с чем-то еще. В результате чаще всего получался, как в «хрущевке», совмещенный санузел. Или, как в «Бриллиантовой руке», брюки, превращающиеся в элегантные шорты.

Но случались и исключения. В нашем случае в Москве посчитали, что спортивный дворец — ненужная роскошь для провинциального Минска, и решили спорт разбавить искусством. По этой причине в техническом задании будущее сооружение называлось «Киноконцертным и спортивным залом». Мало того, что этот зал должен был стать самым большим в городе, так еще и ледовая арена во время музыкальных представлений заменялась партером!

Опыта строительства подобных универсальных площадок в СССР не было, нормативные документы отсутствовали. Поэтому  проект отнесли к категории особо сложных и поручили руководство... свежеиспеченному выпускнику Белорусского политехнического института Сергею Дмитриевичу Филимонову.

Сын и отец Филимоновы. Дворец спорта строил сын, а улица названа в честь отца

Все дело в том, что секретарем ЦК КПБ по промышленности и строительству в те годы был Филимонов Дмитрий Фомич, приходившийся молодому архитектору родным отцом. Выглядело это со стороны не слишком красиво. С одной стороны... А с другой — тысячам детей помогали и помогают их высокопоставленные родители, но лишь единицы знают, как этой помощью воспользоваться.

Филимонов-сын оказался из числа этих немногих. Вопреки зловещим прогнозам завистливых коллег, с работой он справился. Завершенный в 1966 году минский Дворец спорта был признан уникальным сооружением и через годы повторен в Челябинске, Волгограде, Днепропетровске и частично в Вильнюсе.

Коллектив проектировщиков на фоне только что построенного Дворца спорта. Архитектор С.Филимонов, инженер В.Корженевский, архитектор В.Малышев

Историйку можно было бы закончить рассказом о том, как молодые минчане выносили двери на концерте «Червоных гитар», как зрители чуть постарше заставляли бесконечно играть на «бис» Дюка Эллингтона. Или как восторженно ревел «киноконцертный и спортивный зал», когда тяжелоатлет Василий Алексеев впервые в мире поднял в сумме троеборья прежде немыслимые 600 кг.

Но заканчивается историйка по-другому.

В конце 60-х на родину из Франции наведалась Надя Ходасевич-Леже — художница и вдова всемирно известного монументалиста Фернана Леже. Погуляв по Минску, знаменитая соотечественница отметила недавно построенный Дворец спорта и предложила руководству БССР украсить его фронтон мозаичным панно.

Фернан и Надя Леже

В 1930 году французский коммунист Фернан Леже разработал мозаику для Олимпиады в Берлине, но после того, как к власти в Германии пришли фашисты, выполнять в натуральную величину отказался. Правую часть панно Надя Леже положила в основу композиции, размещенной над входом в музей художника во французском городе Бьо. Левую — вознамерилась подарить Минску. Это был воистину царский подарок: высокий по духу и точный по содержанию. В нем содержался тот самый — изначальный — симбиоз искусства и спорта! Так считал архитектор Филимонов.

Сверху — панно в музее Фернана Леже в Бьо. Под ним — несостоявшееся «минское» панно

Но партийные функционеры думали иначе. Фернан Леже был, конечно, коммунистом, но каким-то неканоническим... И живопись у него далекая от соцреализма.

[quote]Вы считаете, что нам нужно на это ориентироваться? — взглянув на эскиз панно, спросил секретарь ЦК по культуре Пилотович архитектора Филимонова. — А на кого вы мне предлагаете ориентироваться? На Бембеля? — вопросом на вопрос ответил архитектор.[/quote]

На этом, собственно, обсуждение было закрыто. И Надя Леже вернулась во Францию ни с чем. То есть, со своим панно.

***

От начала нашей историйки прошло ровно полвека. За это время белорусы успели понастроить ледовых дворцов чуть не в каждом райцентре. Беда в том, что больше никто из мировых знаменитостей не предлагает украсить своими картинами их стены. И получается, что спорт и искусство — две вещи несовместные. Примерно, как художники и чиновники. Или — как гений и злодейство.

Так мог бы выглядеть минский Дворец спорта

Чтобы понять, что потеряли минчане, отказавшись от щедрого дара, стоит напомнить: мозаика Фернана Леже — единственное произведение искусства, украшающее Зал Генеральной Ассамблеи ООН. Пожалуй, самый известный зал Земного шара.

***

Благодарим за помощь ведущего научного сотрудника Белорусского государственного архива научно-технической документации Галину Ивановну Шостак.

Комментарии
полина
2018-01-08 16:31
хороший пост
Ответить
2018-10-03 16:21
А я помню открытие! И помню( мне было лет 5) как всей семьех ходили на балет на льду. :)
Ответить
Последние историйки
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом мой юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...
Вавилон с двух сторон, или Историйка о всемирном языке
Эта историйка началась в середине позапрошлого века в Белостоке. С разницей в три года...