Вернуться к Историйкам

Потрясенный Гиннесс, или Историйка о сокровищах соцреализма

31 января 2012

Социалистический реализм - художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Большая Советская Энциклопедия

Борьба за установление и созидание социалистического общества закончилась известно чем. Вместе с ней закончилась и эпоха социалистического реализма. И здесь, как в любой другой эпохе, от трагического до смешного один шаг. Как, впрочем, и наоборот.

Кищенко и Ващенко

Кищенко и Ващенко — два замечательных минских художника. Минчане их любят, но часто путают. И не мудрено: оба родились на рубеже тридцатых годов, оба окончили художественный институт во Львове, оба — монументалисты, оба — заслуженные деятели искусств и народные художники, оба — лауреаты Государственной премии. Работы их тоже отмечены поразительным сходством. Разница лишь в том, что Кищенко выкладывает мозаичные панно на наружных стенах зданий, а Ващенко — на внутренних. Впрочем, было бы неправдой сказать, что творческие биографии художников полностью повторяют одна другую. К примеру, Ващенко был признан Академией искусств Великобритании «Человеком Года». А Кищенко не был. Зато попал в книгу рекордов Гиннесса!

Вот как это произошло.

Лет сорок назад мастер задумал создать гобелен с портретами великих людей столетия, среди которых почетное место было отведено Леониду Ильичу Брежневу. В ЦК компартии Белоруссии пообещали купить произведение искусства. К несчастью, работа потребовала слишком много времени: Брежнев не дождался ее окончания и умер. Поэтому гобелен покупать отказались. Кищенко очень переживал. Но, как известно, свято место пусто не бывает — и не только в жизни, но и на полотне. В Кремле место Брежнева занял Черненко. И в произведение искусства решено было внести изменения. Увы, и на сей раз художника подстерегала неудача. Пока ткачихи трудились над образом Константина Устиновича, он отправился вслед за Леонидом Ильичом. В ЦК мастеру посоветовали поработать над портретом Андропова. Кищенко поработал, и тот тоже умер. А дальше наступили такие времена, когда изображать политических лидеров стало немодным. И на долгие годы муза художника угасла.

— Надо ждать, наступят лучшие дни, — утешал собрата-монументалиста Ващенко. И оказался прав.

Беларусь стала независимой страной и избрала своего первого президента. Президент занял место на самом верху гигантского холста: как раз над Лениным и Эйнштейном.

Кищенко поставил последний штрих, и немедленно Гиннесс сделал соответствующую запись в своей Книге рекордов — гобелен оказался самым большим в мире. Он оказался таким большим, что в Минске для него не нашлось подходящего зала.

***

Окончание у этой историйки совсем невеселое. Александра Кищенко не стало вскоре после завершения работы над главным произведением его жизни. Сам же гобелен, признанный народным достоянием (и потому не разрешенный ни к продаже, ни к вывозу из страны), ветшает и рассыпается на никому не ведомом складе. Потому на карте его местонахождение отметить невозможно. Как и место действия историйки. Разве что вспомнив про еще одно произведение того же автора, доживающее последние дни на стене гостиницы «Турист».

***

Поставить точку в этой соцреалистической историйке можно, заметив, что ни одной картины заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии, народного художника Гавриила Ващенко в Интернете найти не удалось.

Комментарии
Михаил Володин
2012-01-31 20:40
Спасибо, Вадим! Абсолютно четкая редакторская правка. А мне - стыд и срам: за давностью лет перепутал дорогих сердцу людей )) Сережа, а ты попробуй просто погуглить - у меня сплошь интервью и портреты. А теперь возьми и сделай то же самое с любым Шишкиным. Мне кажется, интернет характеризует востребованность художника сегодня - не уровень, а именно востребованность. Саша, а я, честное слово, не знаю, надо ли спасать "Белоруссию партизанскую". Я не хочу ужаса на улицах своего города. У меня эта мозаика вызывает отвращение. По-моему, она плохо действует на людей. Как и Савицкий. Но тот в музеях - не хочешь, не смотри. А этот на улице.
Ответить
Екатерина Корвацкая
2012-02-04 16:13
Добавлю, что гобелен соткан в Борисове и после его готовности было трудно найти соответствующее по высоте место для экcпозиции. Был выбран выставочный центр-ромашка БелЭКСПО на проспекте Машерова (тогда он еще был Машерова). Большую роль в жизни Александра Кищенко сыграла его жена Нина Кухаренко, я восхищаюсь этой женщиной, ее активностью и обаянием, продолжает нести свою любовь, преданность и заботу! Будучи еще подростком я с родителями и моей сестрой по приглашению Нины Кухаренко были на выставке в БелЭКСПО. Впечатляет! Была поддержка со стороны Министерства культуры в лице Владимира Рылатко, но сейчас он уже не замминистра культуры. Очень надеюсь что гобелен века будет ЖИТЬ! :)
2012-04-14 02:03
Приятно, что есть люди, которые это понимают. Огромное вам спасибо за столь теплые слова. Обязательно их передам.
Последние историйки
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом мой юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...
Вавилон с двух сторон, или Историйка о всемирном языке
Эта историйка началась в середине позапрошлого века в Белостоке. С разницей в три года...