Вернуться к Историйкам

Как «отец народов» решал судьбу Минска

20 апреля 2011

Своим сегодняшним обликом Минск во многом обязан товарищу Сталину. Точнее, его остановке в Минске по пути на Потсдамскую конференцию. Такой, во всяком случае, вывод можно сделать из воспоминаний тогдашнего первого секретаря ЦК компартии Белоруссии товарища Пономаренко.

Вот что Пантелеймон Кондратьевич писал о том визите:

«В Берлине собиралась конференция руководителей победивших государств... Хорошо помню тот день 15 июля 1945 года, когда в предвечерье к дебаркадеру минского вокзала подошел специальный поезд Верховного Главнокомандующего и председателя Совнаркома СССР И.В.Сталина...»

Сталин вышел на Привокзальную площадь к встречавшим его — но при этом стоявшим по периметру площади! — минчанам, помахал рукой и обратился с короткой речью. Он говорил о том, что разрушения в Белоруссии превосходят все мыслимые представления.

Через 25 минут поезд тронулся. Пономаренко по приглашению Сталина отправился сопровождать его до Бреста. Вот тогда-то, отвечая на вопрос вождя о том, как он видит восстановление столицы Белоруссии, Пантелеймон Кондратьевич сказал:

— До войны Минск был городом уездного типа, с кривыми узкими улочками, и в нем отсутствовали крупные предприятия промышленности. Теперь он разрушен до основания. Таким ли его восстанавливать, каким он был? Возможно, и иным. Но любые планы будут нереальными, если в Минске и около него не построить несколько предприятий крупной промышленности. Они потянут за собой все — и жилье, и благоустройство. Улицы будем делать пошире и попрямее, в планировку города внесем иные показатели. Великие усилия восстановления будут иметь великую цель.

И Пономаренко предложил Сталину вместо восстановления в Минске авиазавода развернуть строительство тракторного завода.

Вождь подумал и согласился.

Так Минску была уготована новая судьба. Город начал строиться заново. Чтобы в новом своем облике стать памятником «отцу народов».

При этом главный памятник Сталину возник в центре города лишь через семь лет после памятного визита вождя.

О нем — сегодняшняя историйка.

Пуговица Сталина

В 1948 году архитекторы Парусников и Король подготовили план реконструкции Центральной площади. На плане в центре площади стоял массивный памятник Сталину. Для масштаба рядом с памятником архитекторы нарисовали несколько человеческих фигур. От этого исполинская фигура вождя получилась еще более бесчеловечной.

Формально план не был принят, но пройдет четыре года и генералиссимус сойдет с чертежа на площадь. Строительство стоящего справа на плане Дворца профсоюзов будет завершено через шесть лет. А массивный (хоть и вчетверо меньший того, что задумывался!) Дворец Республики довершит ансамбль через полвека.

Тот послевоенный план — даже не план, набросок! — до сего дня дамокловым мечом висит над городом: если присмотреться, то из туманной дымки 1948 года проглядывают «новоарбатские небоскребы» на проспекте Машерова. А ближе, на месте построенного в 17 веке монастыря бернардинок, видна башня, напоминающая турецкую мечеть. Наверное, так и будет выглядеть отель, который городские власти решили возвести на месте монастыря.

Весь 1951 год город готовился к приходу статуи. На краю площади посадили деревья и разбили сквер. А прямо в ее середине вырос пятиметровый бетонный постамент.

Понимая, что глиняную фигуру такого размера невозможно будет перевезти, Сталина лепили прямо в «литейке» Автозавода. Над памятником работали сразу четыре скульптора: Глебов следил за соблюдением пропорций и создавал туловище, Азгур лепил лицо, Бембель — ноги, Селиханов — руки. Мелкие детали, вроде пуговиц, приваривались к отлитой фигуре.

За несколько дней до установки кто-то заметил, что на обуви вождя нет положенного ранта. Рант вырубали вручную, сменяя друг друга, несколько автозаводских рабочих бригад.

21 сентября 1952 года вождь занял свое место на площади и с десятиметровой высоты взглянул на тысячи людей, пришедших поприветствовать его появление. Был не по-осеннему теплый день, и Сталин в тяжелой шинели выглядел мрачновато на фоне горожан в блузках и рубашках. Никто и представить себе не мог, что на этой же площади меньше чем через пять месяцев, дрожа под пронизывающим мартовским ветром, горожане соберутся, чтобы оплакать уход вождя. В тот день, 5 марта 1953 года, все будут одеты по погоде.

Вечером 2 ноября 1961 года Центральную площадь оцепили войска: наступающая ночь должна была стать последней в биографии памятника. Когда стемнело, на шею набросили металлический трос, и два тягача, рыча и упираясь, начали раскачивать упрямую статую. Сталин сопротивлялся: секрет был в том, что его ноги двумя железными рельсами проходили сквозь постамент и продолжались на семь метров под землей.

В отдалении, за оградой Центрального сквера, собралось несколько сот наблюдателей — ближе подойти не разрешили. Вряд ли кто-то в тот момент обратил внимание на мужчину, стоявшего на балконе соседнего дома. Он, не мигая, смотрел на происходившее внизу и при этом беззвучно плакал. Ближе к утру, когда все закончилось, наблюдатель спустился на площадь, прошел между расступившимися солдатами, подобрал с земли огромную бронзовую пуговицу с шинели вождя и так же молча удалился.

Многие из тех, кто заходил в гости к Заиру Азгуру, видели эту пуговицу. Вероятно, это все, что осталось от гигантского памятника, девять лет простоявшего на Центральной площади.

Ссылки

Еще несколько «Минских историек» вы найдете здесь. За новыми историйками можно следить на страничке Facebook

Комментарии
Сяргей
2011-06-19 21:09
Дзякуй за аповяд, сп.Міхаіл! Хацеў у Вас удакладніць. Пакапаўся ў нэце і ў кнігах, дык у розных крыніцах па-рознаму адзначаецца месяц, калі помнік паставілі. У Вас - кастрычнік 1952, у некаторых крыніцах - верасень 1952. І з годам разбурэння таксама блытаніна: у Вас - лістапад 1962, у іншых крыніцах - лістапад 1961 (у тым жа месяцы Сталінскі раён перайменавалі ў Заводскі?). Дарэчы, не тое што здзіўляе - шакуе: як у эпоху адлігі помнік мог стаяць у цэнтры сталіцы? І яшчэ: якія легенды Вы чулі пра месца захавання помніка і пра касцёл, які зруйнавалі на Цэнтральнай плошчы? Дзякуй яшчэ раз!
Михаил Володин
2011-06-19 22:40
Сергей, спасибо за внимательное чтение. В первом случае Вы несомненно правы - установку памятника приурочили к открытию ХХ съезда КПБ, и было это 21 сентября. Второй - проверю по газетам того времени. Источники и в самом деле дают дату с разбежкой в год. В любом случае дам Вам знать.
grigoriy
2011-08-30 16:39
статую Сталина делали в одном из цехов строящегося автозавода.когда статуя была принята ей занялись форматоры.сначала снеё сняли так называемую черновую форму, чтоб как можно точнее сделать отливок в гипсе.черновая форма потому,что потом с отливка её рсколачивают очень аккуратно с отливка. вцеху круглосуточно дежурили кгбешники. они жгли костры ,чтоб обогревать помещение(дело было зимой) и главное следили, чтоб враги неповредили монумент. руководили форматорами и делали основную работу Григорий Павлович Имбро и Лейб Гиршевич Рубинштейн мой отец.и вот начав расколачивать голову Имбро вместе с формой срубил ухо вождю. от стра ха, что увидят гбешники унего подкосились ноги и он чудом не свалился с лесов ведь это было подсудное дело и лагеря. прикрывая друг друга отец и Имбро разобрали форму и присадили отрубленное ухо вроде на место. подмазали, подчистили, чтоб было незаметно.когда весь отливок освободили от формы пришли авторы сделать авторскую проработку по гипсу.Азгур влез на леса к голове поскрести по гипсу, он все свои работы доводил по гипсу.отец рассказывал, что Заир подозвал Алексея Константиновича Глебова и говорит ему , что мол смотри Лёша это ухо сидит плохо(это об другом нетронутом ухе) и согласившись они отрубили ухо и пересадили его соответственно отрубленному Имбро. после работы отец и Имбро хорошо выпили за свой страх.я много лет работал у Азгура и слышал эту историю и отнего тоже.унего есть статуя сидящего в кресле Сталина.Азгур выставлял её на выставке в Москве.перед открытием экспозицию посетил Сталин. были там и авторы. Сталин, увидев свой портрет сказал:-,,это нэ вожд это дыктатор,,!Азгур говорил, что чуть не обделался со страху. но за этот портрет Сталин дал ему сталинскую премию!! и ещё я помню,как после смерти Сталина мы с мамой ходили с огромной толпой плачущих людей вокруг памятника. все были в траурных повязках на рукавах.мне было 4 года и это одно из самых ярких воспоминаний!
Ольга Сидорова
2011-08-31 13:34
Григорий, вот это история! Здорово! Наверное, у Вас еще много интересных историй припасено, признайтесь :)
Последние историйки
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...