Вернуться к Историйкам

Чисто советский смех: о демонстрации одного конфуза

29 марта 2011

Советские люди любили рассказывать анекдоты. Садились компанией на кухне и травили от души. Было это, порой, не более безопасно, чем тянуть «цыганочку» на пороховой бочке, или играть в русскую рулетку. Но — рассказывали. Даже в 30-е годы! Самыми заветными были анекдоты о коммунистических вождях. За них, кстати, больше всего и давали.

Помимо общих, всесоюзных — вроде юбилейной промышленной «ленинианы» с выпуском одеколона «Запах вождя» и трехспальной кровати «Ленин с нами» — существовали и анекдоты с местным колоритом. Челябинцы, к примеру, охотно рассказывали историю о том, как в центре их города установили памятник Ленину с двумя кепками: одной на голове, а другой — в руке.

В Харькове утверждали, что у них стоял бюст, как две капли воды, похожий на Лаврентия Берию, но с латунной подписью: Яков Михайлович Свердлов.

В Ташкенте чуть не до развала Союза существовал роддом имени Крупской.

А в Киеве — кожно-венерологический диспансер имени Кирова.

Весело жили советские люди!

Минчане ничем таким похвастаться не могли. Памятники в Минске были правильные и предприятия назывались, как надо. У нас политические конфузы случались по-другому. Об этом — сегодняшняя историйка.

Имеющий уши, да слышит

Случилось это на демонстрации трудящихся в 1978 году. Как обычно, демонстранты должны были пройти от площади Ленина по Ленинскому проспекту мимо трибун на Центральной площади.

Надо сказать, что трибуны в Минске состояли как бы из трех частей. Внизу устанавливались деревянные подмостки человек на сто пятьдесят. На них стояли всякие мелкие сошки — министры, депутаты, передовики производства и т.д. Выше, за гранитным парапетом, выстраивались партийные лидеры республики. Еще выше, над ними, устанавливались портреты членов Политбюро ЦК КПСС.

Вот так мы и ходили...

Вот так и ходили..

В конце 70-х портреты приходилось менять к каждому празднику: одни умирали, других снимали. Рисовали членов Политбюро художники Республиканского комбината художественных промыслов. Причем, выполняли свою работу они не только с душой, но и с применением современных технологий, позволявших значительно повысить качество работ и производительность труда.

В комбинате практиковалось четкое разделение операций: один мастер рисовал носы, другой — волосы, третий — глаза. Так и переходили портреты от одного работника к другому, обрастая все большими подробностями. В конце концов в коридорах комбината выстраивалась галерея вождей, чтобы отсюда на грузовике отправиться на Центральную площадь. Процесс был настолько отработан, что никто, даже партийные функционеры, его всерьез не контролировал.

По традиции, проходя мимо трибун, демонстранты приветственно махали руками вождям. Вожди в ответ «делали ручкой» демонстрантам.

И на той злополучной демонстрации все шло как обычно, пока кто-то не обнаружил, что на портретах все члены Политбюро были нарисованы... без ушей. Слух пошел по рядам.

Уже на подходе к трибунам люди начинали всматриваться в портреты, показывать пальцем и смеяться. Вожди к такому не привыкли. Трибунами овладело беспокойство. Остаток демонстрации был проведен в темпе марш-броска.

В тот же вечер директор и секретарь парткома комбината были вызваны «на ковер» в горком партии. Причина конфуза оказалась простой. Уши, как элемент дополнительный и малозначащий, рисовались на портретах в последний момент. Как назло, в тот день главный специалист по ушам ушел в запой. Дело житейское, никто этого и не заметил.

Рассказывают, что с тех пор в Минске все официальные портреты начинают рисовать с ушей.

***

"Чисто советский смех..." - одна из двух дюжин глав, составивших книгу "Наш старый добрый Вавилон. Прогулка по городу в Минских историйках". Если вы не успели поставить ее на свою книжную полку и подарить друзьям, можно восполнить пробел, зайдя на сайт www.istoriyki.by, позвонив +375-29-1168080 или написав на адрес minsk.stories@gmail.com

Ссылки

Еще несколько «Минских историек» вы найдете здесь. Следите за обновлениями на нашей странице Facebook.

Комментарии
Юрий Бехтерев
2011-03-30 09:25
Спасибо за интересные истории. Они как фотографии своего времени. К слову, когда-то ходило несколько почти анекдотов о том, как принимался (еще в бытность П.М. Машерова) план реконструкции Немиги. Может быть, автор о них слышал?
Михаил Володин
2011-03-30 10:08
Спасибо. Нет, не знаю. Т.е. о сносе, конечно, знаю. А анекдоты - нет.
2015-04-02 22:50
В какой-то из семидесятых годов на Первомайскую демонстрацию студенты Белорусского Государственного театрально-художественного института сходили в последний раз. После разноса в ЦК КПБ ректору запретили выпускать волосатых-бородатых-небритых-подвыпивших с утра студентов на всеобщее обозрение. Так было...
Ответить
Последние историйки
Поэты нашего города, или Историйка об одной семье в двух частях
Хочется рассказывать не о минских зданиях, не о врезавшихся в память городских событиях...
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом моей юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...