Вернуться к Историйкам

Письмо из прошлого, или 1+1=3

24 февраля 2011

Есть в городе веселые места, а есть грустные. Наш почтамт — грустное место. Печаль его сродни печали Колизея и Парфенона: когда-то шумные и востребованные, сегодня они сделались всемирно известными символами ушедшей цивилизации. Главпочтамт, конечно же, не так мертв и не так знаменит. Но, как известно, все познается в сравнении.

Начнись сегодня революция, вряд ли кто-нибудь вспомнил бы о нем — в Минске есть много других прекрасных зданий! А ведь какие-то сто лет назад вооруженные солдаты и матросы спешили захватить именно почтамт...

Да что там, буквально вчера мы с замиранием сердца бежали за письмом не к компьютеру, а к почтовому ящику! Те письма несли в себе запах духов, засушенные лепестки, фотографии любимых...

Помните ли вы волшебные костяные ножи для разрезания бумаги? а пресс-папье, которое перекатывалось, как качели, по свеженадписанному адресу на конверте? А чернильницы-непроливашки? А изящные деревянные ручки с тоненькими перьями на конце? Все это волшебное царство почтамта ушло, оставив его без подданных... Вот он и грустит.

Так давайте же, проезжая на «сотке» или просто гуляя по Проспекту, оглянемся и помашем рукой — и величественному зданию, и тому прошлому, тени которого все еще сидят за столиками и толпятся у окошек почтамта.

Историйка, которую я вам расскажу, относится к началу 50-х. Точнее, к временному отрезку, заключенному между 23 марта 1951 года, когда был заложен первый камень в здание будущего минского Главпочтамта, и 28 марта 1955 года, когда его двери впустили первых посетителей.

Почтамт с вопросительным знаком

В архитектуре случаются казусы: проект придумывает один архитектор, а через годы в путеводителях появляется имя совсем другого. Так вышло и с минским почтамтом.

Важность почты и прочих средств связи большевики понимали еще в 1917. Быть может, поэтому в 1949 году, когда решено было построить городской почтамт, заказчиком выступило непосредственно правительство БССР. Разработку проекта поручили тогдашнему начальнику Управления архитектуры Владимиру Адамовичу Королю. Помощником у него работал в то время еще совсем молодой архитектор Абрам Духан.

Он-то, говорят, и выполнил проект от начала до конца.

Место, где сегодня стоит здание почтамта, было выбрано неслучайно: там, в начале главной городской магистрали, еще в дореволюционные годы теснились почтовые конторы. От них во все стороны разбегались верстовые столбы, на которых отмечали расстояния до того или иного населенного пункта. Кстати, за порчу столбов еще при царе можно было попасть в рядом находившийся Пищаловский замок. Впрочем, речь пойдет не о нем, а о соседнем Русском театре.

В начале 50-х в театре шел шекспировский «Король Лир». Афиши, по традиции, клеились на близлежащие заборы. Тот, что окружал строившийся почтамт, не был исключением. Вот на нем и начали происходить странные вещи! Каждую ночь последняя буква «Р» в названии спектакля сама собой превращалась в вопросительный знак. В результате афиша выражала сомнение: «КОРОЛЬ ЛИ?»

Сколько ни пытались выследить злоумышленника, ничего не получалось. Конец безобразиям наступил лишь после того, как управление архитектуры, якобы из эстетических соображений, запретило клеить афиши на заборах. А в 1955 году исчез и сам забор: к этому времени строительство было завершено.

Что до Абрама Духана, то и сегодня он среди создателей почтамта упоминается далеко не всегда, а «Короля Лир» давно нет на афишах Русского театра.

***

Через несколько лет после того, как историйка о почтамте была закончена (мне, во всяком случае, так казалось), я увидел знаменитый Фонтан Треви в Риме и гордо стоящий за ним дворец — Палаццо Поли. А увидев, понял, что конец у историйки совсем другой. Заканчиваться она должна теми же словами, что и начиналась:

«В архитектуре случаются казусы: проект придумывает один архитектор, а через годы в путеводителях появляется имя совсем другого. Так вышло и с минским почтамтом...»

Нет-нет, архитектура — не литература, не музыка, не живопись! Здесь такого рода заимствования считаются вполне допустимыми. Но все-таки, будет невежливым не упомянуть создателя римского Палаццо Поли, итальянского архитектора XVIII века Луиджи Ванвителли. Он, на мой взгляд, заслуживает особой благодарности за то, что у нас есть такой замечательный Главпочтамт.

Ссылки

Еще несколько «Минских историек» вы найдете здесь. Следите за обновлениями на нашей странице Facebook.

Комментарии
Aleksandr Krasnikov
2011-02-25 16:03
Как приятно читать о кусочках любимого города! Давно уже Минск не навещал, читаю и все мечтаю опять туда попасть. Благодарю за чудесный рассказ.
Михаил Володин
2011-02-25 17:22
Спасибо на добром слове. Кажется, Минск больше любят те, кто уехал и живет где-то вдали от него. Я и сам из таких.
Татьяна Чижик
2011-06-15 15:56
Спасибо тем, кто восстанавливает справедливость, возвращая нам истинность...Владимир, спасибо)))
Ответить
Последние историйки
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом мой юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...
Вавилон с двух сторон, или Историйка о всемирном языке
Эта историйка началась в середине позапрошлого века в Белостоке. С разницей в три года...