Вернуться к Историйкам

Криминальный квартал, или Медицинская историйка

11 апреля 2013

С давних времен участок между улицами Петропавловской и Губернаторской назывался Африкой. Не ищите необычного имени на старых картах, его там нет. Зато присутствует оно в полицейских донесениях столетней давности — место было небезопасное.

От старого дореволюционного района сохранились лишь несколько зданий из темного кирпича чуть ниже ТЮЗа по улице Энгельса да корпуса 3-й городской больницы на Ленина. Вот между ними Африка и лежала, распространяя свои владения вниз — до нынешней Ульяновской.

Дом №34 по Энгельса – незадолго до победы и сегодня. За ним – Африка!

Дом №34 по Энгельса – незадолго до победы и сегодня. За ним – Африка!

Откуда взялось диковинное название уже и не найти. Быть может, на пустыре, нависавшем над Нижней Ляховкой, когда-то стояли шатры передвижного зверинца с обезьянами и прочей экзотической живностью. А может это из-за черных, как негры, рабочих, трудившихся на ляховских заводах и обитавших в здешних деревянных халупах. Но так или иначе, «... мы на Энгельса живем по правилам, привычкам своей Африки» — писал Александр Станюта в «Сценах из минской жизни». То есть, в 50-е годы, когда происходит действие романа, Африку еще помнили. А потом забыли.

***

Сто лет назад Минск был совсем небольшим городом: в полукилометре от закопченных стен криминального квартала сверкала роскошными витринами Губернаторская. Там, в доме № 16, принадлежавшем купцу первой гильдии Гилелю Этингеру, жил известный минский хирург и титулярный советник Яков Шабад. Больных он принимал дома, а оперировать ходил в «африканскую» больницу.

Губернаторская. Четвертый справа – дом Этингера. Сегодня здесь аптека.

Губернаторская. Четвертый справа – дом Этингера, сегодня на его месте отдел ГУМа.

В семье Шабадов Яков был не единственным врачом. Его двоюродный брат Цемах имел обширную практику в Вильно. Был он педиатром, но не только. Маленькие пациенты нередко приводили ему своих захворавших четвероногих друзей — и Тимофей Осипович (так уважительно, на русский манер, звали его жители города) лечил и их. При этом деньги брал только с тех, кто мог заплатить, — бедняков принципиально принимал бесплатно. И не было в то время в Вильно более известного врача!

Цемах Шабад с детьми

Цемах Шабад с детьми

Вот от него-то в полдень 22 апреля 1912 года и появился в квартире у Якова Шабада длинноногий молодой человек с чуть склоненной на сторону головой. Казалось, он постоянно к чему-то прислушивается.

— Корней Иванович, — представился гость. И добавил, — Чуковский. Мог бы и не добавлять: Минск уже с неделю был заклеен афишами, оповещавшими любителей изящной словесности о лекции г-на Чуковского.
Таким явился Чуковский по указанному адресу

Таким явился Чуковский по указанному адресу

После короткой беседы доктор Шабад пригласил молодого писателя вместе отобедать. Но лишь только сели за стол, как доктора срочно вызвали в больницу — привезли ребенка с перитонитом!

Далеко ли больница? — спросил Корней Иванович, не скрывая огорчения: писатель вот уже месяц ездил с литературными лекциями по западным городам империи и всякий домашний обед воспринимал, как подарок судьбы. — Неподалеку... В Африке, — ответил доктор. И сам же рассмеялся, заметив растерянность на лице своего гостя. Пришлось объяснять, где находится та Африка.
Корпуса старой еврейской больницы – западная граница Африки

Корпуса старой еврейской больницы – западная граница Африки

***

«...Это был самый добрый человек, какого я только знал в жизни, — вспоминал Чуковский о Цемахе Шабаде. — Он лечил детей бедняков бесплатно. Придет, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей: „Ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко, приходи ко мне каждое утро, и ты получишь два стакана молока“. Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора».

Герои одного из лучших фильмов 60-х «Айболит-66»

Герои одного из лучших фильмов 60-х «Айболит-66»

На придумывание этой сказки у Чуковского ушло семнадцать лет. В 1929 году из печати вышел «Айболит», и Цемах Шабад, хотел он того или нет, вошел в историю детской литературы в качестве прототипа доброго доктора. А что же его минский кузен Яков? Чуковский никогда публично не вспоминал о давней встрече в квартире на Губернаторской и несостоявшемся обеде. Но вот ведь какое дело... За четыре года до «Айболита» был опубликован не менее знаменитый «Бармалей». Именно на его страницах впервые возник не только добрый доктор, но и злые разбойники. И районом, где они безобразничали была выбрана... Африка — место куда как небезопасное!

Я почему-то уверен, что африканский пейзаж Чуковский придумал именно в Минске. И если наш город не подошел для Айболита, то уж для Бармалея-то Минск оказался в самый раз!

В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке yжасный

Бар-ма-лей!

***

От минского хирурга Якова Монусовича Шабада не осталось ни одной фотографии, поэтому пусть здесь будут снимки, на первый взгляд, к делу не относящиеся. Но только на первый взгляд!

... все они родственники и в каком-то колене минчане!

... все они родственники и в каком-то колене минчане!

Балерины Анна Павлова и Майя Плисекцкая, танцовщик Асаф Мессерер и шахматист Михаил Ботвинник— что между ними общего? Все они — плоды одного генеалогического древа. Древа Шабадов, которым могут гордиться минчане.

***

Яков Александрович Шабад - внук знаменитого хирурга

Благодарим Якова Александровича Шабада, внука знаменитого минского хирурга, за предоставленные материалы.

Комментарии
Григорий Рубинштейн
2013-04-11 20:29
Очень интересно!!! Как мне отец и его двоюродный брат рассказывали об их близких родственниках,один из которых ещё до "революции" работал в 3 больнице то ли главврачём или завотделением... А другой родственник ходил по домам и лечил тоже бедных и покупал им лекарства,если у них не было денег и однажды выйдя от больного вдруг вспыхнул и сгорел!Это вроде называется пирокинезом... Спасибо за ваши интереснейшие историйки!!!
Михаил Володин
2013-04-11 21:07
Григорий, собрать бы ваших родственников, усадить кругом да все случаи из жизни позаписывать - неслабая получилась бы книга! А с пирокинезом - это круто. Хоть в какие годы это случилось?
Евгения
2013-04-12 22:43
Cпасибо за интересную историю.Я училась во 2-й школе по ул Энгельса 17,отлично знаю этот р-н,про Африку слышу впервые.
Михаил Володин
2013-04-12 23:33
Спасибо за отзыв. Хорошо было бы разобраться, когда название возникло и когда исчезло. Судя по всему, в 60-е годы его забыли. Кстати, а не осталось ли у Вас фотографий от школьных лет?
Александр.
2013-04-17 16:56
Бармалей был придуман в городе Ленинграде, на Пертоградской стороне есть улицы Бармалеева и именно это название и побудило Чуковского придумать имя злодея Бармалея.С Минском тут никакой связи нет.
Михаил Володин
2013-04-17 17:17
Вы невнимательно читаете. Я нигде не говорил, что Бармалей был придуман в Минске. Насчет улицы Бармалеева и прогулок Чуковского с Добужинским сказано даже в Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B9 О чем я говорил, так это об Африке - криминальном районе и месте действия сказочного Бармалея.
Татьяна Шабад
2013-04-20 22:00
А в Питере на Васе живет прямой внук Цемаха Шабада и его дочка -тоже врач-офтальмолог детский-.
Эйдинова Ирина
2017-07-16 20:30
Здравствуйте, Татьяна! Я с месяц назад, во время поездки в Польшу по местам, связанным с Холокостом, познакомилась с господином Шломо Шабадом, внучатым племянником доктора Цемаха, который, как выяснилось, практически ничего не знает о той части семьи, которая уцелела и осталась на территории бывшего СССР. Интересно ли Вам узнать о его истории и рассказать то, что он не знает? Спасибо заранее. С уважением, Ирина Irena.eidinov
Михаил Володин
2013-04-20 23:57
Татьяна, спасибо. Мне кажется, когда я "ползал" по генеалогическому древу Шабадов, видел и эту ветку. Вообще же древо - необъятное, и можно лишь пожелать классическое - плодитесь и размножайтесь! ))
Татьяна Шабад
2013-04-25 19:18
Все древо собирали по крупицам -друг о друге многие слышали. но не общались .действительно все знает теперь Елена Шабад живущая в Питере.Могу связать вас с ней.Как ходили по родне -как памятник в РИГЕ ставили -а еще как в архивах нашли ,что Шабад революцию 1905 года поддерживал и Цецилия Шабад погибла на баррикадах -много всего было в этой семье-акадкмик СССР по химической промышленности (отец Лены)не знал свою родню на соседней улице.Минские не знали Московских и Питерских.А теперь благодаря интернету общаемся-в гости ездим-как будто знакомы были всегда...
Татьяна Шабад
2013-04-25 19:35
http://www.tarunz.org/Shabad.rel_graph.pdf
Ответить
Михаил Володин
2013-04-26 20:27
Спасибо, Татьяна, за древо. Я нашел его на jewage.org , но файлом удобнее искать. Один из наиболее интересных минских (по рождению) - Леон Шабад, академик, создатель онкологии.
Ответить
2013-05-31 12:42
Необыкновенно уютно стало,от прочитанного!!
Михаил Володин
2013-06-02 20:00
Спасибо.
борис
2013-10-29 20:17
mne86let ya rodilsya v minske ochen horosho znau etot raion no vpervye uslyshal cto on naz. afrika
Ответить
Толян
2015-03-12 13:46
Это не вся СТАТИСТИКА
Ответить
Анна Станюкович
2015-05-06 14:12
Дорогие Шабады! Принимайте очень-очень дальнюю родню (через Мессереров). Прадед мой по материнской линии, Павел Львович (Пинхас Лейбович) Михлин, увы, умер за два месяца до моего рождения, но в Израиле живет его брат, раввин "дядя Йолик", который также занимается генеалогией семьи. И достоверно известно, что мы тоже родственники Мессереров и Ботвинников, стало быть и Шабадов (хотя и очень дальние). К слову сказать, Пинхас Лейбович также был врачом, фтизиатром. После войны не "загремел" по делу врачей только лишь потому, что был единственным фтизиатром на всё подмосковное Пушкино. А когда он умер в марте 1971 года, практически всё Пушкино приехало на его похороны.
Ответить
Галим Бекентаев
2016-01-06 14:59
Хорошо что у памяти большого человека Якова Шабада стоит его внук Яков Александрович. Очень интересная и познавательная статья. Носом чую, что Яков Александрович, возможно, даже более интересный человек, чем его именитый дед.
Ответить
сергей
2018-01-29 17:41
05. «Доктор Айболит», 1929 год и «Доктор Дулиттл», 1920 год. На закуску моя любимая коктейльная вишенка на торте — всем известный добрый доктор Айболит был практически подчистую списан с доктора Дулиттла, книги о котором вышли десятью годами ранее. Писатель Хью Лофтинг придумал своего доброго доктора, сидя в окопах первой мировой войны — как своеобразную альтернативу страшной окружающей действительности. Добрый доктор Дулиттл (от англ. do-little, "делай малое") живет в вымышленном городке, лечит животных и умеет разговаривать на их языках, у Дулиттла есть несколько близких друзей среди животных — поросёнок Га-Габ, собака Джип, утка Даб-Даб, обезьяна Чи-Чи и Тянитолкай. Позже Дулиттл едет в Африку на помощь больным обезьянам, его корабль терпит кораблекрушение, а сам он попадает в плен к местному королю Джоллиджинкии и переживает множество приключений, но в конце концов спасает больных животных от эпидемии. Корней Чуковский утверждал, что прототипом Айболита стал Цемах Шабад — известный еврейский врач и общественный деятель из Вильнюса, но нетрудно увидеть, насколько похожи сюжеты и герои Чуковского и герои Хью Лофтинга — даже Бармалей был списан с африканского короля-злодея.
Ответить
Анна Бларр
2023-11-24 20:56
Михаил, Перечитываю с благодарностью
Ответить
Последние историйки
Шестьдесят лет спустя, или Историйка о том, куда ведет Главная ...
Анатолию Александровичу Наливаеву, так часто возвращавшемуся в наших разгово...
С приветом из Кричева, или Историйка об “американке” с английск...
Природа не терпит пустоты. Там, где заканчивается одно, непременно начинается другое: ...
Страшная месть II, или Историйка о любви и беспамятстве
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Откро...
Чисто женская историйка, или Вездесущий цирк нашей жизни
Иной раз древние богини судьбы — будь то греческие мойры или скандинавские норны — так...
Лучший вид города, или Историйка о битве за шпиль
Здесь шаги легки и гулки, И, холодный свет лия, В каждом тихом переулке — Пет...
Привидение из 2-й советской, или Историйка о монахине, покоривш...
Когда-то в Минске на углу нынешних улиц Богдановича и Купалы стоял женский монастырь б...
Дом мой юности, или История о первом лагере военнопленных
"Дома, как и люди, имеют свои дни рождения, своих творцов, свою душу, наполненную бол...
"И какой он немец – он минчанин", или Пять историй из...
Иван Караичев 1 Меня зовут Альберт Риттер. Это сейчас у вас шоколадки, названия ...
Загадочный памятник, или Историйка о том, как великий комбинато...
И осиновый кол есть вид памятника Дон Аминадо Мы ленивы и нелюбопытны А.С...
Повар Данилов, или История одной фотографии
До сих пор я старался избегать рассказов о людях. О зданиях писать...
Письма из Ямы, или Последний день гетто
Фотографии, которые вы видите, сделаны ровно четыре года назад, в 70-ю годовщину уничтожен...
Прогулка с неизвестным зверем, или Сказка о великом художнике, ...
Варе Володиной, которая помогала мне вопросами и участием Минск — сказочный город. Н...
Миру Минск, или История о человеке, который спас памятник
Мало было установить Черный обелиск в память об убитых врагами (история памятника здесь)...
Минский календарь. Март 2017
Игорь Римашевский. Март В старые времена на городской горе, Верхнем городе, вы...
Минский календарь. Февраль 2017
В городских легендах разные объекты и персонажи повторяются по многу раз. Вот взять, к при...
Минский календарь. Январь 2017
«Когда-то в Минске водились драконы ...» Этой фразой начинался «Минский календарь» на 201...
Воскрешение Лазаря, или Историйка о джинне из черты оседлости
— Чтой-то тут дело не чисто. Уж не собираетесь ли вы стать моим биографом? Предупреждаю: н...
Шифровка из Подмосковья, или Историйка о писательском отдыхе
Солнечным весенним утром 1936 года к расположенному на Советской улице Союзу писателей БСС...
Смерть в Минске, или Историйка о плите из первого храма
Минску, как никакому другому городу, подходит образ птицы феникс: множество раз был сожжен...
Вавилон с двух сторон, или Историйка о всемирном языке
Эта историйка началась в середине позапрошлого века в Белостоке. С разницей в три года...