Офисный лоукост: есть ли будущее в Минске

Проведу наглядную параллель между офисной недвижимостью и бюджетными авиалиниями. Появление лоукостных авиалиний открыло новые перспективы для рынка авиаперевозчиков, и значительно расширило возможности для путешествий. Похожую роль, только в недвижимости, играют небольшие офисы с минимальным набором дополнительных услуг арендаторам.

Базовые потребности у всех разные

Первыми прелесть лоукостеров ощутили американцы, чей предпринимательский дух породил Pacific Southwest Airlines. Потом уже и весь мир захватила идея, что дорогая услуга может стоить значительно дешевле, если процесс ее оказания стандартизировать и убрать все излишки и сложности.

При этом заработок формировать за счет оборотов и дополнительных услуг, а также различного рода ошибок, совершаемых потребителями.

Схожую систему работу избирают и ряд застройщиков. Не все участки подходят для разработки на них премиальных проектов, либо даже проектов, удовлетворяющих возрастающим требованиям крупных фирм. Тех самых, кто уже научился извлекать максимальную пользу от сотрудников, работающих в комфортных условиях — с кондиционерами, бесперебойным питанием, превосходной инсоляцией помещений и пр.

И, согласитесь, как далеко не каждый готов летать первым классом, так и на рынке недвижимости существует спрос на помещения, удовлетворяющие лишь самым базовым потребностям:

  • приемлемая доступность общественным транспортом,
  • нормальный ремонт,
  • отсутствие производства за стеной.

Кто возьмется за лоукост?

Раз есть спрос, должно быть и предложение. Остаётся вопрос, кто сформирует такое предложение?

В Минске основная его часть его формируется помещениями, находящимися в собственности государства, города, научных институтов и предприятий, получивших свой фонд административных помещений в наследство от СССР.

При этом государственные операторы, как хорошие управляющие компанией-лоукостером, максимизируют свои доходы за счёт сопутствующих платежей — коммунальных и эксплуатационных. Что, как правило, остаётся за кадром обсуждения ставки аренды.

Но этих помещений недостаточно. Небольшой объем появляется во встроенке: административных помещениях, находящихся на первых этажах многоквартирных домов.

И третий, и самый интересный сегмент — бизнес-центры класса С, чья концепция схожа с идеологией лоукоста. Но класс сам по себе не гарантирует низкой ставки аренды или недостаточного уровня комфорта.

a100-1

Яркий пример этому — БЦ «А-100», который даст фору доброй части бизнес-центров класс В по уровню предоставляемых услуг арендаторам, но по своему местоположению относящийся к классу С.

Другое дело, когда в бизнес-центре можно выделить основные составляющие успеха лоукоста:

  • объём сделок,
  • удовлетворение лишь базовых потребностей,
  • качество выстраиваемых бизнес-процессов.

С этой точки зрения взглянем на застройку по ул.Мележа.

meleja1_photo_2

Общий объём офисной площади трех административных комплексов составляет 55,6 тыс. кв.м. Излишков в самих зданиях вы не найдёте, стройка была завершена в приемлемые для наших неизбалованных потребителей сроки, при этом использовалась наиболее выгодная для застройщика схема долевого строительства.

Ставки аренды в данном месте также соответствуют потребностям рынка — 10-15 евро/кв.м. с НДС.

Нужно ли такое предложение рынку? Безусловно!

Особенно тем, кто только начал свое дело и ищет недорогой офис. И оно будет еще более востребованным, если в этом предложении будет сочетаться приемлемое качество за доступные цены.

Так, как это делает любимый многими Ryanair.

They make you walk a long way to get to the plane

Comments

comments

Powered by Facebook Comments

Tags: , ,

avatar

Андрей Астрейко

Начальник отдела консалтинга и аналитики группы компаний "ТВОЯ СТОЛИЦА"


Оставьте комментарий

Connect with Facebook