Ритейл-парк: что это такое и с чем его едят?

Известный британский философ и социолог XIX века Герберт Спенсер как-то сказал: «Прогресс — не случайность, а необходимость».
Думаю, он был прав. Важно двигаться только вперед и во всем совершенствоваться, чтобы иметь возможность жить лучше.

Население планеты с каждым днем растет (если помните, недавно мы достигли 7-миллиардного рубежа), соответственно, растут и потребности этого населения. Поэтому мир торговой недвижимости не стоит на месте, он постоянно развивается, пополняясь новыми форматами, удивляя новыми тенденциями.

Одной из таких тенденций в торговой недвижимости стало распространение в последние годы нового формата — ритейл-парк.

Как должно быть

Ритейл-парк (англ. retail park) — сегодня это один из самых популярных и быстроразвивающихся торговых форматов в Европе и Америке.

Условно различают всего два типа ритейл-парков — английский и французский (хотя родиной ритейл-парков считается США :)).

Основное их различие — это расположение строений на участке. В английской модели строения располагаются более структурированно, парковка находится перед зданиями. Во французской — здания располагаются по кругу, а  парковка — в центре.

Как правило, ритейл-парки располагаются на окраинах города или в пригороде и представляют собой комплексы из 1-3-этажных зданий (не менее 5 объектов), которые занимают площадь в 100 000 — 200 000 кв. м. и объединены общей парковкой.

При этом каждый магазин имеет отдельный вход. В ритейл-парке нет бутиков, как в привычном для нас торговом центре, магазины представлены дискаунтерами.

В классическом варианте понятие «ритейл-парк» должно быть связано, прежде всего, с обширной территорией, а так же с общей идеей и архитектурной концепцией, которая создает из этой территории целостную торговую систему. Однако никаких архитектурных изысков обычно не предусматривается, дабы не удорожать строительство.

Так выглядит классический ритейл-парк

Классический ритейл-парк строится дешево и быстро. Впрочем, с позиции архитектуры в американской и европейской моделях этих форматов есть ряд отличий. В Европе строят ритейл-парки из 2-3-этажных магазинов, при этом обращают внимание на архитектурный облик, а в Америке предпочитают малобюджетное строительство — одноэтажные «биг-боксы», где главное — функциональность. При строительстве, как правило, учитываются все конструктивные требования будущих арендаторов (высота, шаг колонн, несущая способность перекрытий и т. д.).

Обычно в ритейл-парках якорные арендаторы занимают 70-90% общей площади. Есть группы товаров, для которых ритейл-парк является оптимальным форматом: это строительные и отделочные материалы, бытовая техника, мебель…

В процессе строительства ритейл-парка придерживаются одного из главных принципов — минимум площадей общего пользования (галерей, лифтов, технических помещений, вестибюлей), которые в классическом ТЦ занимают до 30-40% общей площади, а прибыли не приносят. Соответственно, стоимость строительства ритейл-парка, как правило, ниже на 20-30%, по сравнению с классическим торговым центром.

Для справки: В Москве, например, стоимость строительства одноэтажного «биг-бокса» составляет около 1500-1600 USD/кв. м. В российских регионах подобный объект можно построить в пределах 800-1200 USD/кв. м. (без учета стоимости земли). 

В Беларуси строительство 1 кв. м. «биг-бокса» обходится примерно в 700–800 USD/кв. м. с учетом НДС. Хотя если строить полноценный ТЦ с галереей, то придется раскошелиться на 950-1200 USD/кв. м.

Еще одно необходимое условие для девелопера, управляющего проектом — избегать конкурирующих арендаторов.

Товарные группы в рамках одной территории должны непременно дополнять друг друга. Кроме того, также как для развития любого торгового объекта, для ритейл-парка немаловажную роль играет транспортная доступность и логистика, а учитывая масштабы и типичное расположение ритейл-парков, они должны быть очень хорошими.

А как на деле?

Вполне естественно, что уже построенные ритейл-парки будут отличаться друг от друга и от комплекса описанных выше параметров. Здесь все зависит от расположения, наличия операторов, способных заполнить площади такого размера, от параметров земельных участков.

В Европе одним из примеров ритейл-парка можно назвать Market Central DaVinci, который находится в Риме, недалеко от центра города. Он является крупнейшим ритейл-парком Италии с совокупной арендуемой площадью в 58 000 кв. м.

По площади римский ритейл-парк DaVinci почти втрое больше минского «Экспобела»

Площадь застройки составляет 200 000 кв. м. (прямо как по учебнику :)), на которой расположено более 60 магазинов, а также объекты общественного питания и сектор развлечений. Плоскостная парковка, окружающая центр ритейл-парка, рассчитана более чем на 3 200 машиномест.

Кстати, в центре ритейл-парка непременно должны располагаться наиболее сильные «магниты».

Наши ближайшие соседи тоже «поймали волну» и развивают данный формат, адаптируя его под реалии своего рынка, хотя, по словам некоторых экспертов, классического ритейл-парка в России пока так и не реализовали.

Одним из первых в декабре 2005 года в Москве открылся ТЦ «Ритейл Парк», затем — Ритейл Порт «Докер» в Екатеринбурге (сентябрь 2007 года) и ТЦ «Ритэйл Парк Сити» в Пензе (февраль 2008 года).

В Беларуси формат «ритейл-парка» только начинает реализовываться. Уже создан проект «Деревни гипермаркетов», которая планируется к строительству в Курасовщине вдоль МКАД. Проект пока на стадии разработки участка. Площадь застройки составляет около 100 000 кв. м., из них 25 000 кв. м. предполагается отдать арендаторам объектов «Деревни».

Название проекта говорит само за себя. Предполагается создать комплекс из нескольких гипермаркетов, объединив их общей концепцией, рекреационной или пешеходной зоной, парковочными местами и, возможно, бутиковой зоной.

Все параметры пока подходят под определение ритейл-парка, однако встает вопрос о возможности реализации данного проекта.

Для ритейл-парка характерен пул крупных операторов, способных заполнить большие площади и обеспечить активные потоки потребителей. Несколько лет назад велись разговоры о приходе на белорусский рынок популярного бренда IKEA, однако данный вопрос по-прежнему остается открытым.

В Беларуси пока нет достаточного количества торговых операторов, из которых можно было бы сформировать ритейл-парк. О причинах мы уже рассуждали здесь.

Таким образом, можно сказать, что у белорусского рынка торговой недвижимости есть все шансы в среднесрочной перспективе пополниться новым форматом, однако при условии прихода на рынок крупных торговых операторов, которые смогли бы стать наполнением ритейл-парка.

Ну что ж, будем ждать!

Comments

comments

Powered by Facebook Comments

Tags:

avatar

Анастасия Абражевич



4 комментария на запись “Ритейл-парк: что это такое и с чем его едят?”

  1. avatar
    Name
    12/11/2012 at 09:35 #

    Признавайтесь, кто прочитав пост словил себя на воспоминании о приятном шоппинге в других странах? 😉

  2. avatar
    Name
    15/11/2012 at 18:47 #

    Все понятно, интересно, легко читается, продолжай в том же духе!!))

  3. avatar
    Rustar Real Estate
    19/03/2013 at 14:45 #

    Познавательный и интересный блог! удачи в ваших начинаниях!

  4. avatar
    Настя
    19/03/2013 at 14:48 #

    Спасибо за отзывы!)) Будем стараться радовать вас!

Оставьте комментарий

Connect with Facebook