Святой долг шпиона, или пробег по торговым центрам Стамбула

Когда любишь свою работу, то хочется постоянно совершенствоваться в том, что делаешь, всегда быть «на волне». Даже в отпуске я не смогла отказаться от знакомства с миром коммерческой недвижимости Стамбула. А так как мой конёк — это торговая недвижимость, то мне повезло вдвойне: я обнаружила в себе задатки шопоголика :))

Аналитический шопинг

 Стамбул разделен проливом Босфор на европейскую и азиатскую части, в которых насчитывается 38 районов.

Всего в Стамбуле функционирует 81 торговый и торгово-развлекательный центр, а также 26 объектов находятся на стадии проектирования и строительства.

В районе, где я проживала, работает 5 торговых центров, в четырех из них мне довелось побывать.

 

Forum Istanbul

Forum Istanbul является крупнейшим торговым центром не только Стамбула, но и всей Европы.

С его размерами в 175 000 кв. м. торговой площади (общая площадь объекта — 495 000 кв. м.) могут соперничать разве что открытый в 2009 году в Москве «Золотой Вавилон» (170 000 кв. м. GLA*) и украинская Respublika (113 000 кв. м. GLA), планируемая к открытию в 2014 году.

Крупнейший в Европе торговый центр Forum Istanbul

В состав Forum Istanbul входят большой фуд-корт,10-экранный мультиплекс, детский парк развлечений «JurassicLand», крупнейший в Турции аквариум, 265 бутиков всемирно известных брендов (20 из них — якорные), продуктовый гипермаркет, гипермаркет товаров для дома.

Одним словом, все создано для того, чтобы посетители проводили в торговом центре как можно больше времени и оставляли там больше денег.

Примечательно, что в Беларуси отечественные и иностранные инвесторы пока тщетно пытаются достичь подобного эффекта. Из действующих торговых и торгово-развлекательных центров Минска можно выделить только Expobel, концепция которого приближена к описанной выше, однако масштабы значительно скромнее.

Проблема в том, что для развития крупного комплексного проекта необходим пул якорных арендаторов, который поможет правильно наполнить торговый центр. На белорусском рынке наблюдается дефицит операторов, способных выступить в качестве «якоря».

Вот и получается своеобразный замкнутый круг: без разнообразия крупных брендов не могут развиваться крупные торгово-развлекательные объекты, а вне таких объектов эти бренды существовать отказываются.

Остается уповать лишь на появление на нашем рынке крупного инвестора-альтруиста, которого не смутит срок окупаемости подобного объекта 🙂

Что до концепции, то в Forum Istanbul она аналогична концепции других крупных торговых центров:

  • На нижних этажах размещаются продуктовые и непродуктовые гипермаркеты,
  • далее — магазины одежды, обуви, товаров для детей,
  • а выше — фуд-корт и развлечения.

Для более удобной навигации по ТЦ на первом и втором этажах расположены интерактивные табло с тач-экранами, а также табло с он-лайн трансляцией дорожного трафика города

Istinye Park

Istinye Park считается самым «дорогим» торговым центром Стамбула (по крайней мере, так говорят местные жители).

Стандартная концепция четырехэтажного гиганта с подземным паркингом аналогичной этажности и мощным пулом  «якорей»  ежемесячно обслуживает 2-2,5 млн. человек.

Более чем 300 магазинов торгового центра предлагают широкий спектр товаров известных брендов, включая Dolce&Gabbana, Dior, Prada, HugoBoss, MaxMara, LouisVuitton, Zara, Mango и другие, некоторые из них можно найти только в этом торговом центре Стамбула.

 

Любопытно, что во всех торговых центрах, в которых я побывала, функция общественного питания представлена форматом «фуд-корт». В IstinyePark фуд-корт занимает достаточно большое пространство на нижнем этаже, объединяя под одной крышей такие всемирно известные бренды общепита, как McDonald’s, BurgerKing, Haribo и другие.

Кстати, об организации фуд-кортов в масштабных торговых объектах Беларуси разговоры ведутся уже очень давно.

Оживилась эта тема в 2010 году, когда велось активное обсуждение проекта автовокзала «Центральный». Тогда девелоперы обещали потребителям первый в Беларуси классический фуд-корт в рамках этого проекта. Однако объект пока не введен, поэтому об успехе или неудаче судить рано.

Думаю, что реализовать концепцию классического фуд-корта на нашем рынке в ближайшей перспективе не представляется возможным, т. к. снова встаёт вопрос о дефиците операторов.

Сложно представить оператора общественного питания формата «фаст-фуд» (а именно такой формат будет наиболее популярен и успешен в фуд-корте), который на данный момент мог бы конкурировать с McDonald’s по качественным и количественным характеристикам.

Стамбульский Istinye Park похож на минский ТЦ «Столица», правда? Только масштабы совсем другие…

Viaport

Этот торговый центр находится на окраине азиатской части города, тем не менее, он не страдает от нехватки посетителей. Паркинг на 3000 машиномест и плоскостная стоянка ежедневно заполнены до отказа.

Viaport представляет собой торговый комплекс, часть которого находится под открытым небом, составляя единое целое с остальными элементами объекта.  На открытом воздухе находится часть брендовых бутиков, а также парк аттракционов, ипподром, декоративное озеро.  Движение организовано по кругу.

Бутики в Viaport образуют коридор, над которым натянуты символические «паруса

Кстати, организация кругового движения посетителей по торговому объекту является наиболее удобной и выгодной для собственников торговых площадей.

При таком направлении пешеходных потоков практически исключается наличие «мёртвых» зон, что даёт возможность управляющей компании избежать заниженных арендных ставок, а также привлечь в данный торговый центр серьёзных игроков мира ритейла.

Примером такого расположения торговых площадей является еще один стамбульский ТЦ — Pendorya.

Его размеры намного скромнее описанных ранее: по белорусским меркам это торговый центр формата «районный», да и посещаемость ниже. Однако планировки этажей весьма компактные, и пешеходные потоки организованы эффективно.

Окинув быстрым взглядом все описанные концепции ТЦ Стамбула, рискну предположить, какое будущее ждёт торговую недвижимость Беларуси.

Появятся ли у нас объекты подобного содержания? Будут ли они востребованы рынком или же быстро придут в упадок?

Думаю, что концепции, подобные Pendorya, будут вполне жизнеспособными в адаптированном варианте, а вот реализацию проекта формата Viaport или ForumIstanbul я не представляю возможной в краткосрочной перспективе.

В любом случае, нам есть к чему стремиться. Кроме того, лучше выбирать несколько примеров для сравнения, поэтому, думаю, скоро следует ждать нового «пробега» :))

______________________________________________________________________________

*GLA (англ. gross leasable area) – общая арендуемая площадь, т.е. площадь, сдаваемая в аренду.

 

Comments

comments

Powered by Facebook Comments

Tags:

avatar

Анастасия Абражевич



5 комментариев на запись “Святой долг шпиона, или пробег по торговым центрам Стамбула”

  1. avatar
    26/10/2012 at 16:17 #

    Содержательно, написано понятным языком, в целом интересно. Ждем новых постов.

  2. avatar
    26/10/2012 at 16:34 #

    У нас новый автор и шопоголик! Урааа!

  3. avatar
    13/11/2012 at 14:06 #

    Так всё расписала, что хочется поехать в Стамбул! Хотя, ещё теплится надежда, что и в Беларусь придут инвесторы — и мы сможем себе позволить содержание таких объектов недвижимости!

  4. avatar
    13/11/2012 at 18:09 #

    Да))) Надежда умирает последней! Но съездить туда стОит!!)

  5. avatar
    15/11/2012 at 18:28 #

    Действительно интересно описано и по существу!!)) Только простому обывателю не все обороты будут понятны… С удовольствием будем ждать таких же интересных статей!!)))

Оставьте комментарий

Connect with Facebook