Приказ старого подрывника, или Историйка с мистическим концом

В 2010 году Красному костелу исполнилось сто лет. А могло и не исполниться — просто не было бы юбиляра! Экскурсоводы показывали бы на место справа от Дома правительства и сообщали: «Когда-то здесь стоял красавец-костел. Его взорвали».

Красный костел при строительстве и век спустя

Полвека назад костел и впрямь должны были взорвать. Советская власть любила ровнять с землей все, что возносилось над средним уровнем — будь то Немецкая кирха или Татарская мечеть, Святодуховская церковь или Холодная синагога… На что падал взгляд, то и ровняли…

Тогда, в 60-х, взгляд упал на Красный костел, на мгновение задержался, а потом медленно переместился на стоявший неподалеку четырехэтажный дореволюционный дом. И дома не стало. А костел стоит по сей день.

В фильме «Любимая», вышедшем на экраны в 1965 году, дом на площади Ленина еще не снесли

Вот такое кино

29 апреля 1959 года на Выставке достижений народного хозяйства в Москве открылся удивительный кинотеатр. Назвали его «Круговой кинопанорамой» за экран на 360 градусов. Все здесь было необычно: и то, что фильмы выпускались в единственном экземпляре, и то, что демонстрировались с помощью двадцати двух проекторов, и то, что зрители в зале стояли, непрерывно вращая головами… А иначе не получалось: действие происходило одновременно и впереди, и сзади, и по сторонам!

Эта вездесущность и покорила сердце Кирилла Трофимовича Мазурова. Первый секретарь ЦК компартии БССР и вообще был страстным киноманом, а тут — такое кино! С того самого момента загорелся Кирилл Трофимович идеей повторить московское чудо в Минске.

Однако случилось неожиданное: кремлевские коллеги от этого его намерения в восторг не пришли. Более того, вежливо объяснили, что «Круговой кинопанораме» положено быть исключительно в столице, на ВДНХ. И подписались: с коммунистическим приветом, дорогой товарищ! И т.д.

Заказчик кинотеатра — аппаратчик Мазуров. Исполнителем должен был стать архитектор Дроздов

Кирилл Трофимович расстроился, но от плана не отказался — механизм уже был запущен. Правда, круговой экран пришлось заменить обычным панорамным, а двадцать два проектора — всего тремя, но в Минске и такого прежде не было!

Вернувшись домой, Мазуров дал задание архитекторам сделать проект кинотеатра-дворца. Чтобы там были не только кинозалы, но и залы концертные, и для всяческих съездов тоже… В общем, чтобы получился настоящий городской культурный центр!

Вскоре чертежи легли на стол первого секретаря. Работу представлял руководитель — архитектор Дроздов, оппонентами выступали архитектурные начальники — Король, Баданов и другие. Проект всем понравился, оставалось определиться, где строить здание. Дроздов предлагал площадку в парке Горького, Король считал более подходящим сквер напротив фабрики «Луч», рядом с Немигой. Кто-то говорил о парке Челюскинцев… В общем, были разные мнения.

Проект архитекторов Дроздова и Филимонова. Обратите внимание: для кинотеатра очищают от деревьев значительную часть парка Горького

Выслушав всех, Мазуров неожиданно подытожил: «Строить будем на месте Красного костела, на площади Ленина!» Повисло тяжелое молчание.

А как же костел? — раздался чей-то робкий голос. — Взорвем, — негромко ответил Кирилл Трофимович и обвел испытующим взглядом архитекторов.

В этот момент старый подрывник словно бы сбросил двадцать лет и опять руководил партизанским движением в разгар рельсовой войны. Архитекторы согласно закивали головами и принялись увлеченно обсуждать, как организовать взрыв так, чтобы не задеть Дом правительства. Творческие люди — они как дети: им все одно строить ли, разрушать ли. Главное, чтобы было интересно!

На площади Ленина остается лишь Дом правительства. Сносится не только Красный костел, но и дореволюционные строения архитекторов Гая и Гайдукевича

С тех пор прошло полвека, а Красный костел как стоял, так и стоит. Его яркий контур вырывается из серости окружающих зданий и притягивает к себе внимание еще до того, как взгляд упадет на гигантский Дом правительства.

Сегодня никто уже точно не знает, как удалось ему не превратиться в груду обломков. Причин могло быть несколько.

Вначале Москва тянула с выделением фондов на строительство. Потом диктор Белорусского телевидения сообщила в прямом эфире о готовящемся взрыве, что вызвало бурные протесты минской интеллигенции. А вскоре и Мазурова забрали из Минска на работу в Кремль, и он напрочь перестал интересоваться судьбой панорамного кинотеатра. Но при этом не перестал любить кино! Его не единожды видели в «Круговой кинопанораме», где он, как в самый первый раз, восторгался далеким предком сегодняшнего 3D.

Эдвард Войнилович и Ядвига Костровицкая

 ***

На этом историйку можно было бы и закончить, если бы не еще одна героиня, до времени скрывавшаяся за спинами прочих действующих лиц. Вот она — Ядвига Костровицкая. По мужу дальняя родственница французского поэта Аполлинера. Хозяйка доходного дома — того самого, что был взорван в середине 60-х. И пусть меня обвинят в склонности к мистицизму, но это она и ее любовь к брату спасли костел!

—  А кто ее брат? — спросите вы.

— Эдвард Войнилович — шляхтич, мировой судья, статский советник, депутат Государственной думы. И… строитель Красного костела, — отвечу я.

Сестра, поставив свой дом на пути взрыва, уберегла от разрушения дом брата. Божий дом…Вот такая история.

В этом году минчане могли бы отпраздновать столетний юбилей доходного дома Ядвиги Костровицкой. Самый момент поклониться и ей, и всему роду Войниловичей. А еще Ваньковичам, Монюшкам, Дуниным-Марцинкевичам и многим другим шляхетским родам…

Хотя бы за то, что они строили, а не взрывали.

Ядвига Костровицкая на могиле Эдварда Войниловича в Быдгоще. В 2006 году его останки были перезахоронены у стен Красного костела

 ***

Благодарим за помощь в подготовке историйки:
«Белорусский государственный архив научно-технической документации» и лично ведущего научного сотрудника Галину Ивановну Шостак;
заведующую филиалом «Дом-усадьба В. Ваньковича» Наталью Викторовну Сычеву.

Comments

comments

Powered by Facebook Comments

Tags: ,

avatar

Михаил Володин

Журналист, писатель и минский дозорный


4 комментария на запись “Приказ старого подрывника, или Историйка с мистическим концом”

  1. avatar
    31/07/2012 at 11:40 #

    На этом, кстати, дело не застопорилось: и после того были проекты сноса костела в порядке реконструкции площади.
    А взрыв дома Костровицкой я помню. Не сам взрыв, конечно, а обстановку до и после. Заклеенные окна и так далее.

    • avatar
      31/07/2012 at 12:29 #

      Меня постоянно удивляет то, что у тебя в памяти сохранилось многое из того, что я не запомнил. И это несмотря на то, что я старше ))

  2. avatar
    31/07/2012 at 20:59 #

    Михаилу Рогожину:
    есть такая чудесная группа людей, к которой кстати принадлежит мой муж, да и я, когда на работе — которая ищет связей и логику во всем. А жизнь, да и литература, часто зависают, и приходится додумывать, по-своему связывать и до-понимать?. Иногда даже просто чтобы получилась интересная и неожиданная история. В этом и привлекательность. Да и задумаешься — кто знает, вдруг оно так и было? 🙂

    Еще одно — думаю, что бывшим и настоящим Минчанам необходимо это все — и мистика, и легенды, и факты, и романтика. И мы и город достойны этого. Мне, например, нужно рассказать моим американским детям о Минске, о не очень популярном и не очень известном здесь городе (так, провинция?), и если не добавить в стройную структуру фактов немного выдумок и историй, нелогических, случайных и отчаянных связей и поворотов, не получается живого города.
    Так мы устроены?

  3. avatar
    03/08/2012 at 06:37 #

    Благодарен Михаилу Володину за огромный вклад в «краеведение» за облагорожение и романтизацию моего родного города.

    Я всегда остро чувствовал различие между нами и львовянами, которые гораздо больше знают о своём городе, и больше его любят.

    Благодяря «историйкам», несомненно, увеличивается число минчан любящих свою столицу.

    Но про «Красный Костёл» хотелось бы продолжения. О том периоде, когда он был «Домом кино», и на просмотры «не для всех» мечтали попасть многие….

Оставьте комментарий

Connect with Facebook