Потрясенный Гиннесс, или Историйка о сокровищах соцреализма

Социалистический реализм — художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Большая Советская Энциклопедия

 

Борьба за установление и созидание социалистического общества закончилась известно чем. Вместе с ней закончилась и эпоха социалистического реализма. И здесь, как в любой другой эпохе, от трагического до смешного один шаг. Как, впрочем, и наоборот.

Кищенко и Ващенко

Кищенко и Ващенко — два замечательных минских художника. Минчане их любят, но часто путают. И не мудрено: оба родились на рубеже тридцатых годов, оба окончили художественный институт во Львове, оба — монументалисты, оба — заслуженные деятели искусств и народные художники, оба — лауреаты Государственной премии. Работы их тоже отмечены поразительным сходством. Разница лишь в том, что Кищенко выкладывает мозаичные панно на наружных стенах зданий, а Ващенко — на внутренних.
Впрочем, было бы неправдой сказать, что творческие биографии художников полностью повторяют одна другую. К примеру, Ващенко был признан Академией искусств Великобритании «Человеком Года». А Кищенко не был. Зато попал в книгу рекордов Гиннесса!
Вот как это произошло.

Гобелен века (размер 19х14 метров, вес 300 кг)

Лет сорок назад мастер задумал создать гобелен с портретами великих людей столетия, среди которых почетное место было отведено Леониду Ильичу Брежневу. В ЦК компартии Белоруссии пообещали купить произведение искусства. К несчастью, работа потребовала слишком много времени: Брежнев не дождался ее окончания и умер. Поэтому гобелен покупать отказались. Кищенко очень переживал.
Но, как известно, свято место пусто не бывает — и не только в жизни, но и на полотне. В Кремле место Брежнева занял Черненко. И в произведение искусства решено было внести изменения. Увы, и на сей раз художника подстерегала неудача. Пока ткачихи трудились над образом Константина Устиновича, он отправился вслед за Леонидом Ильичом. В ЦК мастеру посоветовали поработать над портретом Андропова. Кищенко поработал, и тот тоже умер.
А дальше наступили такие времена, когда изображать политических лидеров стало немодным. И на долгие годы муза художника угасла.

— Надо ждать, наступят лучшие дни, — утешал собрата-монументалиста Ващенко. И оказался прав.

Беларусь стала независимой страной и избрала своего первого президента. Президент занял место на самом верху гигантского холста: как раз над Лениным и Эйнштейном.

Александр Лукашенко на гобелене Александра Кищенко

Кищенко поставил последний штрих, и немедленно Гиннесс сделал соответствующую запись в своей Книге рекордов — гобелен оказался самым большим в мире. Он оказался таким большим, что в Минске для него не нашлось подходящего зала.

***

Окончание у этой историйки совсем невеселое. Александра Кищенко не стало вскоре после завершения работы над главным произведением его жизни. Сам же гобелен, признанный народным достоянием (и потому не разрешенный ни к продаже, ни к вывозу из страны), ветшает и рассыпается на никому не ведомом складе. Потому на карте его местонахождение отметить невозможно. Как и место действия историйки. Разве что вспомнив про еще одно произведение того же автора, доживающее последние дни на стене гостиницы «Турист».

Мозаика «Белоруссия партизанская» (1973). Точнее то, что от нее сегодня осталось.

***

Поставить точку в этой соцреалистической историйке можно, заметив, что ни одной картины заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии, народного художника Гавриила Ващенко в Интернете найти не удалось.

Comments

comments

Powered by Facebook Comments

avatar

Михаил Володин

Журналист, писатель и минский дозорный


3 комментария на запись “Потрясенный Гиннесс, или Историйка о сокровищах соцреализма”

  1. avatar
    Михаил Володин
    31/01/2012 at 20:40 #

    Спасибо, Вадим! Абсолютно четкая редакторская правка. А мне — стыд и срам: за давностью лет перепутал дорогих сердцу людей ))

    Сережа, а ты попробуй просто погуглить — у меня сплошь интервью и портреты. А теперь возьми и сделай то же самое с любым Шишкиным. Мне кажется, интернет характеризует востребованность художника сегодня — не уровень, а именно востребованность.

    Саша, а я, честное слово, не знаю, надо ли спасать «Белоруссию партизанскую». Я не хочу ужаса на улицах своего города. У меня эта мозаика вызывает отвращение. По-моему, она плохо действует на людей. Как и Савицкий. Но тот в музеях — не хочешь, не смотри. А этот на улице.

  2. avatar
    Екатерина Корвацкая
    04/02/2012 at 16:13 #

    Добавлю, что гобелен соткан в Борисове и после его готовности было трудно найти соответствующее по высоте место для экcпозиции. Был выбран выставочный центр-ромашка БелЭКСПО на проспекте Машерова (тогда он еще был Машерова).
    Большую роль в жизни Александра Кищенко сыграла его жена Нина Кухаренко, я восхищаюсь этой женщиной, ее активностью и обаянием, продолжает нести свою любовь, преданность и заботу!
    Будучи еще подростком я с родителями и моей сестрой по приглашению Нины Кухаренко были на выставке в БелЭКСПО. Впечатляет!
    Была поддержка со стороны Министерства культуры в лице Владимира Рылатко, но сейчас он уже не замминистра культуры.

    Очень надеюсь что гобелен века будет ЖИТЬ! 🙂

    • avatar
      Name
      14/04/2012 at 02:03 #

      Приятно, что есть люди, которые это понимают. Огромное вам спасибо за столь теплые слова. Обязательно их передам.

Оставьте комментарий

Connect with Facebook