Конец легенды, или Канализационная историйка

Случается, свидетели иных эпох являются нам оттуда, откуда их совсем не ждешь. Выглядывает из-под новой штукатурки древняя кладка… Обнаруживается в библиотечном хранилище ветхий манускрипт… Выпадает из книги вековая фотография… В нашем случае никто ни от кого не прятался, а следовательно и не находился! Мы просто не замечали, что вот уже век за нами наблюдает изящное парковое строение, расположившееся рядом с театром Янки Купалы… А если и замечали, то считали, что подобное место внимания не заслуживает (хотя, если бы на стены общественных туалетов вешали мемориальные доски, этот был бы увешан снизу доверху). За век существования, похоже, не сохранилось ни одного снимка знаменитого «места уединения»! Зато возникла единственная в своем роде легенда. Легенда, которую знают все минчане.

Звучит она так.

Таинственный туалет

Некоему архитектору помещик заказал проект усадьбы, а за работу не заплатил. В отместку архитектор построил в Александровском сквере туалет, как две капли воды похожий на помещичье жилище.

И минчане — вот уже пятое поколение кряду! — ходят вокруг потешной своей достопримечательности, тычут в нее пальцами и с лукавым видом пересказывают городскую байку гостям столицы. При этом имен героев никто не помнит, в годах постройки — путаница…

А главное, за анекдотом забылось то, что домик в стиле позднего «рококо» — не только хранитель собственных тайн, но и вековой свидетель жизни города.

Общественный туалет в Александровском саду построен по одним данным в 1910, по другим — в 1913 году. На протяжении ста лет верой и правдой служит горожанам.

Это вблизи его стен смущенно замирали гулявшие в сквере пары и, пробормотав «je dois sortir» (те, кто поаристократичнее) или «пачакайце хвiлiначку» (те, кто попроще), направлялись по разные стороны прекрасного строения. И революционные солдаты с красными бантами на груди и ружьями наперевес устремлялись туда же… И новая большевистская номенклатура, и занявшие город фашисты, и послевоенные бездомные…

Перед любым страждущим — вне зависимости от политических взглядов и религиозной принадлежности — туалет гостеприимно распахивал свои двери.

Так продолжалось до 1957 года, когда по проекту архитектора Заславского на Центральной площади установили мраморную трибуну, с которой отныне руководители республики принимали военные парады и праздничные демонстрации. Сооружение, увы, не было оборудовано базовыми удобствами, а пожилым коммунистическим лидерам ничто человеческое не было чуждо.

Трибуны на Центральной площади были построены в 1957 году. Сегодня они стоят пустые, а когда-то были эпицентром парадов и демонстраций.

Поэтому по революционным праздникам в сквер никого не пускали, а возле входа в домик ставили дежурного. По его-то недосмотру в апреле 1960 года в туалете закрыли и продержали около часа прибывшего с официальным визитом председателя Великого народного хурала Монголии товарища Жамсарангийна Самбу. После этого случая дежурных отменили, и желанные двери оставались наглухо закрытыми чуть не до конца хрущевской «оттепели» — вождям приходилось совершать моцион в здании ЦК.

Во времена брежневского «застоя» любимое минчанами отхожее место неожиданно превратилось в модный «бутик»: именно сюда местные фарцовщики приводили покупателей примерить джинсы и «батники».

С приходом горбачевской «перестройки» у дверей воцарилась серьезная женщина с билетами, похожими на театральные: впервые за столетнюю историю заведения с нуждающихся стали брать деньги.

В очередной раз о туалете вспомнили в июле 1998 года, когда разразился «водопроводный скандал» и в посольских резеденциях в Дроздах была отключена канализация. Тогда на вопрос о том, что должны использовать послы в качестве туалета, ответственный чиновник, взглянув в окно, сказал: «А это им чем не туалет?!» и показал на прячущуюся за деревьями копию несуществующей усадьбы.

Примерно так же, как  этот одинокий путник, шли белорусские коммунистические вожди от трибун до туалета.

***

А потом настал момент истины. В 2012 году театр имени Янки Купалы, подвергся реставрации «по-мински». Вместе с ним строительным забором оградили знаменитый парковый домик. Злые языки язвили, что приют Талии и Мельпомены готовят к столетнему юбилею туалета. И добавляли – в качестве филиала!

По сути, так оно и вышло.

Если обычный театр начинается с вешалки, то наш – с туалета. Отныне ни один зритель не сумеет миновать главную городскую достопримечательность – именно здесь будут продаваться билеты на спектакли Белорусского драматического театра.

Все бы хорошо, да жаль, что при этом со временем наверняка забудется прекрасная городская легенда.

***

Заказы на готовящуюся к изданию книгу «Минских историек» просьба направлять на адрес minsk.stories@gmail.com Не забудьте указать число экземпляров и, если нужна пересылка, почтовый адрес.

Ссылки

Еще несколько «Минских историек» вы найдете здесь. Следите за обновлениями на нашей странице Facebook.

Comments

comments

Powered by Facebook Comments

Tags:

avatar

Михаил Володин

Журналист, писатель и минский дозорный


3 комментария на запись “Конец легенды, или Канализационная историйка”

  1. avatar
    Юлия Пальтер
    01/10/2013 at 11:01 #

    Так грустно наблюдать за изменениями в облике и мифологии Минска! Как-будто в твой старый дом въехали новые жильцы и начали рушить стены. И все что ты можешь — это бессильно стоять вдалеке, пытаясь запомнить малейшие детали, что бы хоть в памяти все осталось прежним.

    • avatar
      Михаил Володин
      02/10/2013 at 00:15 #

      Очень созвучно. Когда-то мне в голову пришел тот же образ, что и Вам. Только у меня жильцы — даже не владельцы, а арендаторы. Им совершенно безразличен стоящий в углу фикус — при них он завял; они сбросили со стен в угол фотографии тех, кто здесь жил до них; они сделали ремонт — перекрасили стены в аляповатые тона и положили линолеум… В общем, «Вишневый сад», только в минской постановке Лопахин не испытывает никаких чувств к Раневской, кроме презрения.

Trackbacks/Pingbacks

  1. CityCast #71: байки о туалете | CityCast - 22/08/2011

    […] […]

Оставьте комментарий

Connect with Facebook