Купальские красавицы, или Историйка о плененном вдохновении

В начале 1972 года в сквере напротив цирка еще стоял памятник дважды герою Советского Союза летчику Грицевцу, а на тянущейся вдоль проспекта аллее собирались минские хиппи или просто юноши и девушки — попеть «битлов» и попить «чернил». Милиция их гоняла, а поймав — стригла. И не было в те времена страшнее наказания, чем потеря волос! Но и таким зверским способом не удавалось изгнать лохматое племя из «Грицевца», как в то время называли сквер. Чем-то герой войны в Испании и на Халхин-Голе притягивал необузданную молодежь.

Памятник Сергею Грицевцу стоял в сквере напротив цирка – сейчас на его месте памятник Янке Купале. Фото 1961 года.

Быть может, поэтому в конце 1972 года Грицевца из сквера попросили. Вместо него на главной аллее поднялся гигантского роста Янка Купала с тяжеленной палкой в руке. В результате хиппи со своей аллеи ретировались. Однако речь пойдет не о них и не о народном поэте, а о голых девушках, возникших примерно в то же время за спиной у нового памятника.

В СССР секса не было — это всем известно. Но далеко не все знают, что не было в стране Советов и голого тела — под одеждой у советских людей всегда находилась другая одежда. Ну, в музее… ну, древние греки — это еще туда-сюда… А тут барышни, в чем мать родила, у фонтана в центре города! И вот что удивительно: разрешение на подобную вольность дала сама министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

Трудно сказать, почему она решилась на такой либерализм. Вполне возможно из-за личных добрых отношений со скульптором Анатолием Аникейчиком. От тех времен сохранилась легенда.

В том же 1972 году по поводу 50-летия образования Советского Союза был организован большой культурный десант на Кубу. Возглавляла делегацию сама «Екатерина III» — так за глаза называли Фурцеву за решительность и крутой нрав. Рядом с ней постоянно видели скульптора.

Скульптор Анатолий Аникейчик на прогулке. Фото Евгения Коктыша, 1980 год

Екатерина Алексеевна Фурцева, в 1960-1974 годах – министр культуры СССР

 

Был он крепок, высок и бородат— и если бы не светлая кожа, то вполне мог сойти за одного из охранников Фиделя. Это да еще цепкий «художнический» взгляд, которым он нет-нет да и окидывал команданте — не зря же через год появится бюст Фиделя работы Аникейчика! — вызвали подозрение у кастровских «секьюритиз». И охранники сурово спросили скульптора, кто он такой. А тот, не смутившись, ответил::

— Вы охраняете свой объект, а я — свой. — И показал на министра культуры.

Вот собственно и все.

Так или иначе, город украсил фонтан с купальскими красавицами. А у минчан появилась еще одна историйка.

Минская историйка: «Купальские девушки»

Скульптор Аникейчик впервые в истории советского монументального искусства запечатлел в металле и выставил на всеобщее обозрение обнаженное женское тело. Точнее, два тела. По проекту голые девушки должны были опускать венки в воду и олицетворять собой древнюю купальскую традицию. Воде надлежало падать струей из фонтана. А самому фонтану было отведено место позади памятника Янке Купале, в сквере, в самом центре города. Воплотить проект в жизнь и должен был скульптор Аникейчик.

Как водится, вначале был создан макет. Затем скульптор вылепил девушек в натуральную величину в глине. Следующим шагом должна была стать отливка. Но дело застопорилось.

Скульптор Анатолий Аникейчик

Не то чтобы у скульптора Аникейчика была тяга к натурализму, но девушки получились «в теле»: настоящие деревенские красавицы — доярки, там, или свинарки. Соответствующего размера вышли и пикантные детали. Вылепленные из глины скульптуры занимали почти целиком мастерскую, оставляя свободными лишь узкий проход вдоль стены и площадку в углу. На площадке стояли весы — обычные, для взвешивания скота.

Принимать скульптуры пришла специальная комиссия. Ее члены, увидев работу, задумались. Аникейчик был уважаемым мастером, но и девушек в таком виде выставлять не представлялось возможным. И скульптору посоветовали слегка уменьшить женские стати.

Скульптор помрачнел, но совету внял: благо, срезать особенно выдающиеся места было несложно. Излишки материала были брошены в угол, на весы.

Следом пришли исполкомовские функционеры. Они долго смотрели на девушек, посмеивались, указывали пальцами на интимные места, а уходя как-то вдруг посерьезнели и сказали, что для парковой скульптуры девушки слишком женственны. Скульптор Аникейчик выругался и швырнул на весы очередные куски глины.

Потом приходили ответственные работники министерства культуры и горкома партии, представители совета профсоюзов и ветеранских организаций, и много еще разного люда.

Говорят, что последним посмотреть на купальских красавиц приезжал сам Машеров. К тому времени девушки здорово потеряли в весе, но Петр Миронович посчитал, что диету следует продолжить.

Скульптор Аникейчик уже не ругался, он просто молча срезал глину. Гора в углу росла, скульптуры худели. К моменту, когда работа, наконец, была принята, девушки попросту превратились в двух узниц концлагеря, а весы указывали на отметку в полторы тонны.

Наверное, впервые в истории художник сумел не только материализовать, но и выразить в цифрах разницу между искусством и социальным заказом.

Фонтан «Венок» работы скульптора Анатолия Аникейчика

Ссылки

Еще несколько «Минских историек» вы найдете здесь. Следите за обновлениями на нашей странице Facebook.

Comments

comments

Powered by Facebook Comments

Tags:

avatar

Михаил Володин

Журналист, писатель и минский дозорный


15 комментариев на запись “Купальские красавицы, или Историйка о плененном вдохновении”

  1. avatar
    Yanka_f
    16/03/2011 at 10:16 #

    Очень понравилась историйка! Спасибо 🙂

  2. avatar
    Alexey
    17/03/2011 at 15:21 #

    Интересно было бы услышать также историю «генеральского квартала» и, в особенности, закрытого квартала из семи домов на углу Волгоградской и проспекта.

    • avatar
      Михаил Володин
      17/03/2011 at 16:25 #

      Вроде бы на углу Волгоградской и проспекта особняков нет. Может быть, Вы имеете в виду ул. Суворова — ее выход на Волгоградскую?

      • avatar
        Alexey
        30/03/2011 at 14:34 #

        На углу Волгоградской и проспекта есть квартал в семь домов.

        Знаю от отца, что при постройке он находился практически за городом, был отделен от улицы забором по периметру — не самое типичное решение для страны коллективизма — и в нем с самого начала было не то два, не то три фонтана. А вместо просто двора был сад. Ну, и плюс — вся инфраструктура: почта, магазины, парикмахерская, даже свой детский сад — прямо в квартале.

  3. avatar
    Name
    02/06/2011 at 17:20 #

    интересненько…

  4. avatar
    Name
    02/06/2011 at 17:21 #

    интересненько… спасибо!)))

  5. avatar
    Николай
    26/06/2011 at 19:36 #

    Зато теперь они по стандарту сморятся.
    Спасибо за историю!

    • avatar
      Михаил Володин
      26/06/2011 at 20:09 #

      Не было бы счастья… ))
      Спасибо за внимание!

  6. avatar
    Ирина
    28/10/2011 at 16:44 #

    Какой бесподобный стиль статьи. Смеялась до слез. Давно так от души не смеялась. Спасибочки.

    • avatar
      Михаил Володин
      28/10/2011 at 22:14 #

      Ирина, спасибо, хотя я категорически не согласен со словом статья — это самая настоящая историйка! )) И еще мне хочется верить, что не один лишь этот сюжет заставил Вас смеяться.

  7. avatar
    Уладзімір
    02/06/2013 at 17:04 #

    Мяне больш усхвалявала частка гісторыі «да дзяўчат», бо бываў там часцяком і з дзяўчынай і без, і з хлопцамі з «чарнілам». Цудоўныя шасцідзесятыя, якія ніколі не забудуцца!

    • avatar
      Михаил Володин
      02/06/2013 at 20:06 #

      Каждое поколение «грешит» сантиментами об ушедшей юности. И главные изменения все же в декорациях, а не в сути. Ну да, 60-е — «монетка», Грицевец…

  8. avatar
    ДК
    25/10/2013 at 19:55 #

    История о чиновниках уменьшающих модель,очень похожа на легенду… В 70-е совсем другую историю я слышал…Моделью была актриса одного из столичных театров…

  9. avatar
    Людмила
    02/08/2014 at 09:47 #

    63-й год.колонки на балконе 8 этажа дома напротив Грицевца и выпускной вечер,гуляние и танцы в 5 утра и фотосъемки выпускников знаменитым теперь фотокорром

Оставьте комментарий

Connect with Facebook