Письмо из прошлого, или 1+1=3

Есть в городе веселые места, а есть грустные. Наш почтамт — грустное место. Печаль его сродни печали Колизея и Парфенона: когда-то шумные и востребованные, сегодня они сделались всемирно известными символами ушедшей цивилизации. Главпочтамт, конечно же, не так мертв и не так знаменит. Но, как известно, все познается в сравнении.

Начнись сегодня революция, вряд ли кто-нибудь вспомнил бы о нем — в Минске есть много других прекрасных зданий! А ведь какие-то сто лет назад вооруженные солдаты и матросы спешили захватить именно почтамт…

Да что там, буквально вчера мы с замиранием сердца бежали за письмом не к компьютеру, а к почтовому ящику! Те письма несли в себе запах духов, засушенные лепестки, фотографии любимых…

На месте, где стоит сейчас Главпочтамт, раньше была Минская почтовая станция, построенная еще в 18 веке.

Помните ли вы волшебные костяные ножи для разрезания бумаги? а пресс-папье, которое перекатывалось, как качели, по свеженадписанному адресу на конверте? А чернильницы-непроливашки? А изящные деревянные ручки с тоненькими перьями на конце? Все это волшебное царство почтамта ушло, оставив его без подданных… Вот он и грустит.

Так давайте же, проезжая на «сотке» или просто гуляя по Проспекту, оглянемся и помашем рукой — и величественному зданию, и тому прошлому, тени которого все еще сидят за столиками и толпятся у окошек почтамта.

Минский Главпочтамт в 1957 году

Историйка, которую я вам расскажу, относится к началу 50-х. Точнее, к временному отрезку, заключенному между 23 марта 1951 года, когда был заложен первый камень в здание будущего минского Главпочтамта, и 28 марта 1955 года, когда его двери впустили первых посетителей.

Почтамт с вопросительным знаком

В архитектуре случаются казусы: проект придумывает один архитектор, а через годы в путеводителях появляется имя совсем другого. Так вышло и с минским почтамтом.

Важность почты и прочих средств связи большевики понимали еще в 1917. Быть может, поэтому в 1949 году, когда решено было построить городской почтамт, заказчиком выступило непосредственно правительство БССР. Разработку проекта поручили тогдашнему начальнику Управления архитектуры Владимиру Адамовичу Королю. Помощником у него работал в то время еще совсем молодой архитектор Абрам Духан.

Он-то, говорят, и выполнил проект от начала до конца.

Владимир Король (1912-1980), народный архитектор СССР

Абрам Духан (1924-1979), архитектор

 

Место, где сегодня стоит здание почтамта, было выбрано неслучайно: там, в начале главной городской магистрали, еще в дореволюционные годы теснились почтовые конторы. От них во все стороны разбегались верстовые столбы, на которых отмечали расстояния до того или иного населенного пункта. Кстати, за порчу столбов еще при царе можно было попасть в рядом находившийся Пищаловский замок. Впрочем, речь пойдет не о нем, а о соседнем Русском театре.

В начале 50-х в театре шел шекспировский «Король Лир». Афиши, по традиции, клеились на близлежащие заборы. Тот, что окружал строившийся почтамт, не был исключением. Вот на нем и начали происходить странные вещи! Каждую ночь последняя буква «Р» в названии спектакля сама собой превращалась в вопросительный знак. В результате афиша выражала сомнение: «КОРОЛЬ ЛИ?»

Сколько ни пытались выследить злоумышленника, ничего не получалось. Конец безобразиям наступил лишь после того, как управление архитектуры, якобы из эстетических соображений, запретило клеить афиши на заборах. А в 1955 году исчез и сам забор: к этому времени строительство было завершено.

Что до Абрама Духана, то и сегодня он среди создателей почтамта упоминается далеко не всегда, а «Короля Лир» давно нет на афишах Русского театра.

***

Через несколько лет после того, как историйка о почтамте была закончена (мне, во всяком случае, так казалось), я увидел знаменитый Фонтан Треви в Риме и гордо стоящий за ним дворец — Палаццо Поли. А увидев, понял, что конец у историйки совсем другой. Заканчиваться она должна теми же словами, что и начиналась:

«В архитектуре случаются казусы: проект придумывает один архитектор, а через годы в путеводителях появляется имя совсем другого. Так вышло и с минским почтамтом…»

Вот наш почтамт

А вот Палаццо Поли в Риме

Нет-нет, архитектура — не литература, не музыка, не живопись! Здесь такого рода заимствования считаются вполне допустимыми. Но все-таки, будет невежливым не упомянуть создателя римского Палаццо Поли, итальянского архитектора XVIII века Луиджи Ванвителли. Он, на мой взгляд, заслуживает особой благодарности за то, что у нас есть такой замечательный Главпочтамт.

Ссылки

Еще несколько «Минских историек» вы найдете здесь. Следите за обновлениями на нашей странице Facebook.

Comments

comments

Powered by Facebook Comments

Tags:

avatar

Михаил Володин

Журналист, писатель и минский дозорный


3 комментария на запись “Письмо из прошлого, или 1+1=3”

  1. avatar
    Aleksandr Krasnikov
    25/02/2011 at 16:03 #

    Как приятно читать о кусочках любимого города! Давно уже Минск не навещал, читаю и все мечтаю опять туда попасть. Благодарю за чудесный рассказ.

    • avatar
      Михаил Володин
      25/02/2011 at 17:22 #

      Спасибо на добром слове. Кажется, Минск больше любят те, кто уехал и живет где-то вдали от него. Я и сам из таких.

  2. avatar
    Татьяна Чижик
    15/06/2011 at 15:56 #

    Спасибо тем, кто восстанавливает справедливость, возвращая нам истинность…Владимир, спасибо)))

Оставьте комментарий

Connect with Facebook